Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций»
«Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования
метапредметных компетенций у школьников»
/Из опыта работы/
Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною с 6 класса /5 класса у меня нет/. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации.
В учебнике русского языка М.Т.Баранова есть упражнения:
Упр.48. Выпишите из басен И.Крылова предложения с обращениями.
Упр. 116. Найдите из учебников по физике, математике и др. примеры профессионализмов.
Упр. 139. Составьте словарные статьи к «новым» словам.
Упр. 179. Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте выступление на одну из тем:
*история слова работа
*история слова привередливый
*история слова обворожить
В одной из исследовательских работ семиклассникам предлагаются вопросы: «К какой части речи относятся слова «бегущий», «синеющий», «движимый»? Как вы думаете, только ли признак предмета часть речи?». В качестве домашнего задания учащимся предлагается выписать примеры причастий из учебников биологии, математики и др. На следующем уроке под руководством учителя происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала.
Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством учителя.
В 6-м классе на уроках русского языка вводится понятие диалектизмы. Теперь в качестве примеров обучающиеся записывают диалектизмы, используемые односельчанами в своей речи. В этом возрасте учащиеся уже начинают работать с источниками информации. Творческая работа на тему:
«Диалектизмы, используемые жителями села Большой Змеинец»
/Работа прилагается/
Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка.
1. «Слово - магнит» (от слова - к собственному тексту)
Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово , рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 6 классе такое:- Язык - средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передает и получаем информацию.) Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Например, лексическое значение слова здоровье-«то или иное состояние организма Крепкое, слабое з. Как з.? Твое (ваше) з. или за твое (ваше) з. (обращение к тому, за кого поднимают тост). На з. (выражение доброго пожелания в ответ на благо дарность за еду, за угощение или при угощении).
Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту…. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания - составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 6 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово здоровье: ; поле слов - спорт,здоровыйчеловек,жизнь,питание,витамины ,зарядка,счастье,радость,режим , тонус , красота , беречь. Опираясь на свое «поле слов», он придумал вот такой текст: «Здоровье – это счастье, самая главная ценность каждого из нас. Здоровье надо беречь.
Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, правильно питаться, по утрам делать зарядку, закаляться. Здоровый человек красивый, активный, веселый, у него заразительный смех, он не устает на уроках физкультуры и труда.
В словаре Даля написано, что здоровый человек-это «здравомыслящий, здравоумый человек, с прямым, здравым умом. Здравоносный, дарующий, приносящий здоровье телу и душе».
Берегите свое здоровье.
2. «Сказка о…»
Все ребята любят фантазировать (фантазия - от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»).
Сказка о Причастии
Однажды на остров Глагол, расположенный в океане Морфология, ветер принес семечко красивого цветка Прилагательного. Семечко попало на плодородную почву и через некоторое время превратилось в растение необычайной красоты, оно имело признаки Глагола и Прилагательного, и получило имя Причастие.
Причастия и прилагательные
У меня под окном выросли интересные цветы, на одном стебельке две разные по цвету виолы: фиолетовая и желтая. Они напомнили мне изученные части речи: причастия и прилагательные.
Признак предмета Проявляющийся во времени
признак предмета по действию
Какой? Какая? Какие?
Вид. Время.
Род, число, падеж
Прием «Эпиграф».
Учащимся предлагается осмыслить предложение, записанное на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.
"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу."*
М.В. Ломоносов
Учителю нужно приготовиться к рассмотрению самых разнообразных версий того, как те или иные строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное - не забыть вернуться к предложениям ребят в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости и т. д. В случае неудачи нужно подумать, насколько верно был подобран «эпиграф» или «отсроченная загадка», или насколько учащиеся готовы к такой работе.
2. Прием «Учебная цепочка»
Применять данный прием можно двумя способами.
I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знаюто причастии, ученики 7 класса говорят:
«Отвечает на вопросы Какой? Чей?, «Обозначает признак предмета по действию», «Образует причастный оборот», «Делятся на действительные и страдательные», «Изменяется по числам, родам и падежам» и т. д.
Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.
II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т. д.
3. Прием «Лови ошибку».
Наиболее уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.
При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.
4. Прием «Согласен - не согласен».
Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.
Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения».
- «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степени сравнения»,
Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам».
Проводя такой учебный диалог, учитель заранее ограничивает тематику, дает задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).
5. Прием «Цель и цели».
Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.
Например, учитель ставит цель урока по теме «Деепричастие». Учащиеся поставили следующие цели: разобраться в понятии деепричастие, составить опорную схему, научиться правильно писать деепричастия, научиться не путать деепричастия с причастиями. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
6. Прием «Знаю/не знаю».
После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить, что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.
7. Прием «Кластер».
Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы. При этом кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера могут стать кроме учебника, разнообразный дополнительный материал с таблицами и схемами по русскому языку.
Вот пример одного кластера, составленного учащимися после изучения раздела «Имя существительное» (6 класс).