kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлено выступление на МО учителей русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций»

«Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования

метапредметных компетенций у школьников»

/Из опыта работы/


Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною с 6 класса /5 класса у меня нет/. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации.

В учебнике русского языка М.Т.Баранова есть упражнения:

Упр.48. Выпишите из басен И.Крылова предложения с обращениями.

Упр. 116. Найдите из учебников по физике, математике и др. примеры профессионализмов.

Упр. 139. Составьте словарные статьи к «новым» словам.

Упр. 179. Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте выступление на одну из тем:

*история слова работа

*история слова привередливый

*история слова обворожить

В одной из исследовательских работ семиклассникам предлагаются вопросы: «К какой части речи относятся слова «бегущий», «синеющий», «движимый»? Как вы думаете, только ли признак предмета часть речи?». В качестве домашнего задания учащимся предлагается выписать примеры причастий из учебников биологии, математики и др. На следующем уроке под руководством учителя происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала.

Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством  учителя.

В 6-м классе на уроках русского языка вводится понятие диалектизмы.  Теперь в качестве примеров обучающиеся записывают диалектизмы, используемые односельчанами в своей речи. В этом возрасте  учащиеся уже начинают работать с источниками информации. Творческая работа на тему:

«Диалектизмы, используемые жителями села Большой Змеинец»

/Работа прилагается/

Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка.

1. «Слово - магнит» (от слова - к собственному тексту)

Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово , рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 6 классе такое:- Язык - средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передает и получаем информацию.) Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Например, лексическое значение слова здоровье-«то или иное состояние организма Крепкое, слабое з. Как з.? Твое (ваше) з. или за твое (ваше) з. (обращение к тому, за кого поднимают тост). На з. (выражение доброго пожелания в ответ на благо дарность за еду, за угощение или при угощении).

Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту…. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания - составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 6 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово здоровье: ; поле слов - спорт, здоровый   человек,   жизнь,     питание,    витамины ,зарядка,    счастье,     радость,   режим тонус красота беречь  . Опираясь на свое «поле слов», он придумал вот такой текст: «Здоровье – это счастье, самая главная ценность каждого из нас. Здоровье надо беречь.

Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, правильно питаться, по утрам делать зарядку, закаляться. Здоровый человек красивый, активный, веселый, у него заразительный смех, он не устает на уроках физкультуры и труда.

В словаре Даля написано, что здоровый человек-это «здравомыслящий, здравоумый человек, с прямым, здравым умом. Здравоносный, дарующий, приносящий здоровье телу и душе».

Берегите свое здоровье.

2. «Сказка о…»

Все ребята любят фантазировать (фантазия - от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»).

Сказка о Причастии

Однажды на остров Глагол, расположенный в океане Морфология, ветер принес семечко красивого цветка Прилагательного. Семечко попало на плодородную почву и через некоторое время превратилось в растение необычайной красоты, оно имело признаки Глагола и Прилагательного, и получило имя Причастие.

Причастия и прилагательные

У меня под окном выросли интересные цветы, на одном стебельке две разные по цвету виолы: фиолетовая и желтая. Они напомнили мне изученные части речи: причастия и прилагательные.


Признак предмета Проявляющийся во времени

признак предмета по действию

Какой? Какая? Какие?

Вид. Время.

Род, число, падеж


Прием «Эпиграф».

Учащимся предлагается осмыслить предложение, записанное на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу."*

М.В. Ломоносов


Учителю нужно приготовиться к рассмотрению самых разнообразных версий того, как те или иные строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное - не забыть вернуться к предложениям ребят в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости и т. д. В случае неудачи нужно подумать, насколько верно был подобран «эпиграф» или «отсроченная загадка», или насколько учащиеся готовы к такой работе.

2. Прием «Учебная цепочка»

Применять данный прием можно двумя способами.

I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают о причастии, ученики 7 класса говорят:

«Отвечает на вопросы Какой? Чей?, «Обозначает признак предмета по действию», «Образует причастный оборот», «Делятся на действительные и страдательные», «Изменяется по числам, родам и падежам» и т. д.

Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.

II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т. д.

3. Прием «Лови ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.

При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.

4. Прием «Согласен - не согласен».

Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.

Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения».

- «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степени сравнения»,

Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам».

Проводя такой учебный диалог, учитель заранее ограничивает тематику, дает задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).

5. Прием «Цель и цели».

Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.

Например, учитель ставит цель урока по теме «Деепричастие». Учащиеся поставили следующие цели: разобраться в понятии деепричастие, составить опорную схему, научиться правильно писать деепричастия, научиться не путать деепричастия с причастиями. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.


6. Прием «Знаю/не знаю».

После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить, что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.

7. Прием «Кластер».

Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы. При этом кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера могут стать кроме учебника, разнообразный дополнительный материал с таблицами и схемами по русскому языку.

Вот пример одного кластера, составленного учащимися после изучения раздела «Имя существительное» (6 класс).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Полякова Светлана Леонидовна

Дата: 11.08.2017

Номер свидетельства: 425242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Специфика реализации ФГОС  на уроках английского языка в 5-х классах» "
    ["seo_title"] => string(77) "spietsifika-riealizatsii-fgos-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-5-kh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "204252"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429626045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства