kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются приёмы, помогающие организвать исследовательскую работу среди детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»















Исследовательский метод обучения на уроках русского языка.





























«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Н.Г. Чернышевский

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их! Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых формированию творческой личности. 
Является ли такая социальная потребность скоропреходящей модой или она отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение, на мой взгляд, ближе к истине. И вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается всё труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в творческих людях будет только нарастать. И важно разобраться подробнее, как это можно сделать в условиях школы. Одной из ведущей деятельностью в школе, на мой взгляд, и должна быть исследовательская работа, построенная целиком и полностью на творчестве, которому нужно учитьс раннего возраста. 













Сущность исследовательского метода?

Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.

На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.

Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося.

Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств – это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях. Например,в области теоретической деятельности – это:

  • выдвижение гипотез;

  • определение закономерностей;

  • составление прогнозов развития.

Каждая исследовательская тема – это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное – нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.


К каким результатам приводит использование
исследовательского метода?

Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

  1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.

  2. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.

  3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.

  4. Формировать научно-исследовательские навыки.

  5. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.

  6. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.

  7. Создать условия, которые позволяют учащимся:

  • определить текущие границы личных знаний;

  • реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;

  • проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

  • на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

  • самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

  • самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;

  • расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

  • увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

В этом видится если не преимущество, то достоинство исследовательского метода.

Его реализация требует использование в учебной деятельности особых форм и приемов:

I. Индивидуальная работа:

  • задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий;

  • задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего;

  • наблюдение;

  • анализ текста;

  • навыки конспектирования, составления тезисов;

  • подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов,

  • подбор и составление списка литературы,

  • эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения);

  • анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов;

  • помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.;

  • задания на развитие умений по раскрытию темы сочинения (устного сообщения), логичному построению письменного и устного сообщения, приобретение навыков публичного выступления, расширение эрудиции, компетентность, использование специальной терминологии (на семинарах, в ходе дискуссий, устных ответов на проблемные вопросы).

II. Групповая форма:

  • моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование) позволяют глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри, предложить свои пути решения;

  • работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

  • составление презентаций по тем или иным исследовательским работам;

  • семинары.

III. Массовые формы:

  • встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях школы, районных и городских мероприятиях.

Внедрение данного метода в обучение не должно носить фрагментарного, локального характера. В школе должна сложиться система научно-исследовательской деятельности, элементами которой могут быть:

1) организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

2) проведение предметных олимпиад;

3) проведение исследовательских практикумов;

4) организация научно-практических конференций;

5) проектная деятельность учащихся;

6) работа кружков и факультативов;















Организация исследовательской деятельности.

Существенно изменившая система образования требует от учителя пересмотреть формы и методы преподавания учебных дисциплин. Соответственно,  задача учителя не только перевести сложившуюся веками систему образования в инновационное пространство, отвечающее социальному запросу общества, но и созданию новой модели ученика, адаптированной к новым условиям обучения.

Прежде чем внедрять что-то новое в процесс образования, учитель должен хорошо себе представлять саму суть этого нового введения, уметь предугадывать, предполагать результаты своей творческой работы. Чтобы учить детей творить, учителю в первую очередь самому нужно быть творцом своей деятельности, самому учиться делать открытия и вести за собой ребят. Только личность, умеющая заинтересовать и повести за собой, сможет добиться хороших результатов в процессе учёбы. 

Включая ребят в активную исследовательскую деятельность необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации. На уроках – исследованиях организуется или индивидуальная, или групповая работа. Это зависит от особенностей класса. Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.


При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием у учащихся следующих умений:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).

3. Умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино).

4.Умение представить результаты своей творческой работы, выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах.


Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью, научится мыслить, анализировать, делать выводы, прогнозировать.


Как организовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка, какие формы работы использовать? Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников.  Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения  - проблемы, с которыми сталкиваемся на своих уроках мы, учителя -  словесники.  Используя метод проектов,  развиваю исследовательские навыки своих учеников, тем самым решая вышеперечисленные проблемы. Естественно помогают в этом уроки нетрадиционных жанров. Могу с уверенностью сказать, что состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику, бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Часто на уроке мною применяются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания.


Цели и задачи:

· вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

· развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

· формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков

· интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

· обогащение духовной культуры;

· развитие творческих задатков личности.


Урок-исследование

Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.

Учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).

Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:

    1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

    2. Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

    3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

    4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Ход урока:

    1. Определение преподавателем целей урока.

    2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т.д.).

    3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

    4. Вопросы к выступающему (учитель, ученики).

    5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.

    6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

    7. Заключительное слово учителя.


Например, исследование «Энциклопедия одного слова». Это задание лучше всего подходит для учащихся старших классов при подготовке к олимпиаде. Задание рассчитано на домашнее выполнение учащимися в течение одной недели. Для выполнения этого задания предлагаю использовать различные типы словарей (толковые, иностранных слов, этимологический, синонимов, антонимов и др.), энциклопедии, справочную литературу, помощь и советы учителя, знакомых и т.д. Для выполнения задания предлагаю примерную план-схему («шаги»).

Схема-план исследования выглядит так:

1. Слово… и его лексическое(ие) значение (ия).

2. История слова.

3. Слово… и «слова-родственники».

4. Слово… и его синонимы.

5. Слово… и его антонимы.

6. Слово… во фразеологических оборотах.

7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово … в русском фольклоре, в пословицах и поговорках, в загадках, скороговорках, притчах и легендах, приметах и обычаях, в русских народных песнях и сказках.

9. Слов … в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)

И вот что получилось у Ислама. Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно обозначает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, чтобы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет о запрете не принятых в обществе слов или действий.

Алгоритм действий учащихся:

- Выбор темы;

- Работа с источниками информации;

- Выдвижение гипотезы;

- Разработка программы поиска решения проблемы;

- Проверка гипотезы;

- Систематизация и обобщение полученного опыта;

- Оформление работы;

- Защита работы;

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.

Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Также, ученик внесет небольшой вклад в науку.

Каким образом ребенок может оставить свой след в науке? Это участие в конференциях, семинарах, публикация материала. Это желание продолжить научно-исследовательскую деятельность, удовлетворение и радость от интеллектуального труда. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Я надеюсь, что наши ученики – наше будущее - оставят свой след в науке. Ведь, как сказал Сократ: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя».



Приложение. Исследовательские задания.

В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника).

Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не являются исследовательскими.


1. Сбор языкового материала.

Домашнее задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2–3 года?

Задание. Какие русские названия женщин по национальности имеют паронимы, а какие – омонимы? Оформите материал в виде таблицы.

омонимы

паронимы

финка – финка

черкешенка – черкеска

Задание.Подберите несколько слов разных частей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три группы: слова приставочного способа словообразования, слова суффиксального способа словообразования и слова приставочно-суффиксального способа словообразования.

Домашнее задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Домашнее задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Домашнее задание.«В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

2. Анализ способов описания

В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.

Проблемный вопрос. Показатель инфинитива -ть – это формообразующий суффикс или окончание? Почему?

Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?

Задание.Каковы морфологические признаки слов мы, наш, любой, где-то? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?


3. Анализ языкового материала

Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова – и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних.

Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.

Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.

Задание. Сравните слово брат в индоевропейских языках:

брат (русск.)

brother (англ.)

frere (франц.)

brat (польск.)

Bruder (нем.)
brathir (ирл.)


bhrata (санскр.)


frater (лат.)

Слова очень похожие, но разные. О чем это говорит?

После дискуссии о родстве языков и о фонетических процессах, приводящих к тому, что слова все-таки звучат различно, уместно будет еще одно задание этого же типа:

Задание.Сравните:

компьютер (русск.)

computer (англ.)

kompjuter (польск.)

Komputer (нем.)

Слова почти одинаковые. О чем это говорит?

Задание. Запишите примеры:

неплохо

небольшой

недруг

не плохо

не красный

не друг

В чем разница в значении частицы НЕ и приставки НЕ-?

Задания по анализу материала, вводящие новое понятие, способ интерпретации.

Задание.Запишите словоформы:

Гора, горы, гор.

Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?

Аналогично можно построить введение понятия, например, нулевой связки.

Задание.Запишите предложение:

Мой брат – студент.

Найдите грамматическую основу предложения. Есть ли у какого-либо слова в этом предложении грамматическое значение времени и наклонения?

Введение понятия нулевого словообразовательного суффикса в старших классах лучше построить иначе.

Задание.Определите, к какому грамматическому роду относятся слова:

сирота, умница;

ножницы, штаны, сливки;

ребята, девчата, перила, брызги.

Аналогично построенное задание приведет к выводу о множественности интерпретаций.

Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп.

1. Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой.

2. Кукла, мертвец, валет, толпа.

3. Человечество, родня, медь, разум.

К выполнению этого задания учащиеся должны быть подготовлены беседами о грамматических категориях и о формальном выражении одушевленности (при помощи окончания вин.п. мн. ч. или вин. п. ед. ч. для слов второго склонения). Возможные варианты решения проблемы определения одушевленности у слов, не имеющих форм множественного числа, таковы:

1. Есть слова, не охарактеризованные по одушевленности.

2. Слова, у которых вин.мн. = род. мн. – одушевленные, а остальные – неодушевленные (ведь с точки зрения здравого смысла сметана должна быть неодушевленной).

3. Одушевленность – не категория. Совпадение форм – проблема падежа. Да и вообще речь идет всего-то об одном падеже.

Контраргумент к третьей точке зрения:

Я восхищаюсь слонами, которых я вижу.

Я восхищаюсь столами, которые я вижу.

Местоимение (прилагательное) который в этих случаях не согласуется по падежу, но согласуется по одушевленности. Значит, одушевленность – это самостоятельная категория, представленная во всех падежах множественного числа.

Ко всем теоретическим темам, подаваемым средствами исследовательского обучения, возможны закрепительные упражнения, по структуре аналогичные тем заданиям, которые вводили новую тему. Например:

Домашнее задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова сливки, молоко, тюфяк, существо, матрешка, покойник, туз, ферзь, молодежь.



























Список использованной литературы

  1. Абрамова – Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006.
    С. 479–485.

  2. Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004

  3. Богданова Г. А. «Из опыта проведения уроков-зачетов», «Русский язык в школе», № 2 1988 г.

  4. Кульневич, ЛакоценинаКульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Р/Д, 2006.

  5. Литневская, БагрянцеваЛитневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006.

  6. Лушина Лушина Е.А. Уроки-исследования // Начальная школа. 2001. № 8.

  7. Резниченко И. Л. «Управление развитием индивидуальности личности учебном процессе», Москва, «Просвещение», 2000г.

  8. Пазынин – Пазынин В.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 473–478.

  9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971

  10. Файзуллина С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений



  1. 1 Исследовательский подход положен в основу учебника под редакцией М.В. Панова. – Ред.

  2. 2 Есть мнение, что целями исследовательского обучения являются «формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков» [Лушина; Кульневич, Лакоценина, с. 220–221]. Эта точка зрения не противоречит нашим положениям, но иначе расставляет акценты.

  3. 3 Русский язык: Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов,
    Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

  4. 4 Из девяти примеров ошибочны четыре: безоблачность, паровоз, досрочный, прошлогодний. Разбор ошибок см. [Литневская, Багрянцева, с. 289].

  5. 5 Основной критерий определения рода – синтагматический: шляпа – она, моя, повар – он, мой.Он такая шляпа. Моя мама – отличный повар.

  6. 6 Использованы материалы лекций Е.В. Клобукова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Канунникова Лидия Викторовна

Дата: 18.08.2020

Номер свидетельства: 555935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства