ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка в 5-6 классах»
Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика
Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения ученика
Проблема – это элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение
Проблемный вопрос
Проблемное задание
Технологический процесс проблемной ситуации складывается из следующих элементов:
- Создание проблемной ситуации:
почему не получается?
- Поиск решения: открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез.
- Выражение решения: выражение нового знания в доступной форме.
представление продукта учителю и классу.
Проблемно-
диалогический урок
Традиционный урок
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками .
- Актуализация учениками своих знаний.
- Поиск решения проблемы учениками .
- Выражения решения.
- Применение знаний учениками .
- Проверка домашнего задания учеников учителем.
- Объявление темы учителем .
- Объяснение темы учителем .
- Закрепление знаний учениками .
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
действия педагога действия ученика
Создание проблемной Принятие проблемной
ситуации ситуации
Выявление проблемы
исследования
Управление поисковой Самостоятельный
деятельностью обучаемых поиск
Обсуждение выводов
Преимущества проблемного обучения
- обеспечивается развивающий эффект
- создаётся атмосфера сотрудничества
- происходит развитие речи, логического мышления
- вырабатывается активная позиция детей
- повышается интерес учащихся
к учёбе
5 класс «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ»
ВОДНЫЙ X ВОДИТЕЛЬ
ОДНОКОРЕННЫЕ ?
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
камыш мышь грач ночь плащ вещь
Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака?
Гипотеза 1
В одушевлённых существительных мягкий знак пишется.
Например, дочь. В неодушевлённых – ключ, не пишется.
Гипотеза 2
Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется.
Решающая гипотеза !!!!
В женском роде Ь пишется.
В мужском нет.
Л…СА
Какую букву написать?
ДУМАЙ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ СЛОВА !!!
От слов пёс, песок, ключ, овраг образуйте уменьшительно-ласкательные формы.
песоч е к
овраж е к
пёс и к
?
ключ и к
ТЕМА УРОКА:
«Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик»
КАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ЛИШНЕЕ?
острая приправа острый нож
острое зрение острая боль
ТЕМА УРОКА:
«Прямое и переносное значение слов»
Прочитайте предложения, объясните, как вы поняли их смысл? Что затрудняет понимание?
1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2. Машина ехала по лесной дороге, под колесами шуршали листья, булькала вода, в радиаторе дремали пассажиры.
Литература
1. Безрукова В.С . Настольная книга педагога-исследователя.
Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
2. Перова Т.Ю. В лабиринте знаний // Начальная школа плюс
До и После.-2007.-№7.
3. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекатель-
ным – М.: Просвещение, 1993.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и
обучении.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону:
Витраж ,2006 г.
6. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских
умений младших школьников. Москва:
Просвещение, 2011.
«Ставьте ребёнку вопросы, доступные
его пониманию и предоставьте ему право решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял»
Ж.Ж.Руссо
.