kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированные задание (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе.»

Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе.

В 2012 году через электронную почту я получила приглашение принять участие в телекоммуникационном проекте «Компетентностно-ориентированный урок», которое я приняла. Проект проходил на портале «Школа» Омского государственного педагогического университета. Автор и руководитель проекта был Пашкевич Александр Васильевич, методист МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, соискатель кафедры управления и экономики образования Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербург. Именно на этом проекте я впервые познакомилась с понятием «компетентностно – ориентированное задание» - КОЗ.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования сказано: «стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностным,

- метапредметным,

- предметным.

Основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.

Компете́нция – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:

- Ценностно – смысловая компетенция: компетенция означает способность видеть и понимать окружающий мир, эта образовательная компетентность обеспечивает самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности в целом.

- Общекультурная компетенция: круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

- Учебно- познавательная компетенция: это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Ученик овладевает навыком продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности. В рамках данной образовательной компетентности определяются соответствия функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.

- Коммуникативная компетентность: включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим, навыками работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.

- Социально- трудовая компетенция: означает владение знаниями и опытом гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). В эту компетенцию входят умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.

- Информационная компетенция: при помощи реальных объектов (телевидения, телефона, факса, компьютера, учебной литературы, справочной литературы и т.д.), СМИ формируются умения искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее и преобразовывать.

- Компетенция личностного самосовершенствования: направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает ученик. К этой образовательной компетентности относятся правила личной гигиены, забота о здоровом образе жизни и т.д.

Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно - ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся.

- Под компетентностно - ориентированным заданием понимается задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов).

Целью компетентностно - ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностно - ориентированные задания позволяют научить

- поиску и обработке информации,

- умению публично выступать перед одноклассниками,

- отвечать на заданные вопросы.

Компетентностно - ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета,

- во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;

- во-вторых, компетентностно - ориентированные задания требуют других способов деятельности;

- в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала;

- в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена:

1. стимул

2. задачная формулировка

3. источник информации

4. бланк для выполнения задания

5. инструмент проверки

Рассмотрим каждый элемент структуры последовательно:

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение). Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

- мотивирует учащегося на выполнение задания;

- моделирует практическую, жизненную ситуацию;

- при необходимости может нести функцию источника информации.

Этот блок компетентностно-ориентированного задания необходимо ориентировать на определенный класс и на определенный характер проведения урока или системы уроков. При этом именно стимул (текст), позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации.

Например:

1) Твой товарищ должен написать сочинение на тему: "Что такое настоящая дружба". Ему надо помочь.

4) У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания). Задачная формулировка

- задает деятельность и формулирует требования к ответу;

- точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;

- должна быть истолкована единственным образом;

- должна быть учащемуся интересна;

- должна соответствовать возрасту учащегося;

- должна точно соотноситься с инструментом проверки

- должна начинаться с глагола.

Например:

1) Прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…

4) Просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи толкового словаря.

Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен и соответствует возрасту учащихся. В отдельных случаях педагог может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было присвоено обучающимися.

Инструмент проверки - задаёт способы и критерии оценивания результата, определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: ключ, модельный ответ, шкала

Ключ – это четко зафиксированный ответ.

Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика.

Шкала - за что и в каких пределах устанавливаются баллы.

Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Он предназначен для того, чтобы:

- облегчить деятельность учащегося;

- задать последовательность действий;

- напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.). Наличие бланка повышает удобство проверки компетентностно - ориентированного задания.

Компетентностно - ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно -ориентированных заданий можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения терминов.

На уроках комплексного применения знаний с помощью компетентностно - ориентированных заданий можно сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить в течение урока.

Примеры КОЗ

1 класс. Русский язык. УМК «Перспектива». Тема: «Группы слов».

Компетенция: учебно-познавательная

Стимул: в русском языке слова живут целыми группами. У каждой группы есть свой секрет и название. Попробуйте разгадать секрет каждой группы слов.

Задачная формулировка: распределите слова в 3 группы:

Зелёный, бежит, весенний, низкий, снежинка, портфель, слышит, семья, говорит, домашний, пенал.

В 1 группе – 4 слова, во 2 группе – 4 слова, в 3 группе – 3 слова.

Источник информации: опорная таблица.

Ключ:

1 группа: вопрос какой? зелёный, весенний, низкий, домашний.

2 группа: вопрос что? снежинка, портфель, семья, пенал.

3 группа: вопрос что делает? бежит, слышит, говорит.

1 класс. Русский язык. УМК «Перспектива». Тема: «От слова к предложению».

Компетенция: информационная, коммуникативная

Стимул: Ученики 1 класса выполняли задание. Им нужно было записать несколько предложений из предложенных слов.

Задачная формулировка: Помогите мне, пожалуйста, проверить данное задание.

Задание:

1. Учитесь, в, старость, молодой, пригодится.

2. Поменьше говори, побольше слушай.

Источник информации: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс с. 112-113.

Ключ: 1. Нет предложения. Просто слова.

2. Есть предложение.

КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Текст» для 1-го класса

Компетенция: информационная, коммуникативная.

Стимул: помогите Незнайке составить правило.

Задачная формулировка: из рассказа о тексте составьте определение, что такое текст.

Источник информации: (на партах лежат тексты, групповая работа).

Бланк для выполнения задания:

Текст – это группа ________________________, объединённых____________________________________________________________________________________. Предложения связаны по ____________________________________________.


Ключ: Определение:

Текст – это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.

КОЗ классического типа. 2 класс УМК «Перспектива» Русский язык Тема: «Корень – главная часть слова.»

Компетенция: коммуникативная

Стимул: Я предлагаю вам поиграть в игру «Редактор».

Задачная формулировка: Восстановите текст, добавив однокоренные слова. Выделите корень.

Текст: У меня встали _____________. Ещё ____________ назад ходили. А сейчас ____________________________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер-________________.

Источник информации: слова для справок: часовщик, час, часовая, часы.

Ключ: получившийся текст: У меня встали часы. Ещё час назад ходили. А сейчас часовая стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер-часовщик.

КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» для 2-го класса

Компетенция: информационная.

Стимул: чтобы писать грамотно, не допускать ошибки.

Задачная формулировка: посмотри, как написал слова Буратино, найди и исправь ошибки.

Источник информации: правило «Правописание безударных гласных в корне слова» (в учебнике)

Бланк выполнения задания:

Лисной, насить, визать, кармить, лисица, вада, травинка, птинцы, витвистый, зелёный, лества, бельчонок, марской.

Инструмент проверки:

Модельный ответ с подсчётом баллов (3-бальная система):

найдено 6-8 ошибок -5 баллов;

найдено 3-5 -4 балла;

найдено менее 2 -1 балл;

Максимальный балл: 5 баллов

Итак, использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка обучающихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности обучающихся. Отличительными признаками компетентностно - ориентированных заданий можно считать:

- деятельностную составляющую;

- умение работать с информацией;

- предметные умения;

- исследовательские умения.

Компетентностно - ориентированные задания требуют:

- продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;

- поиска и разработки новых подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации;

- предполагает создание письменного или устного связного высказывания, аргументированного мнения, призыва, инструкции с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом;

- предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.


Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. – «Просвещение», 2011.

  2. Викисловарь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/61032

  3. Компетентностно-ориентированные задания: Материалы участников Всероссийского телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок». – Омск – Пойковский, 2012.

  4. Пашкевич А. В. Компетентностно – ориентированный урок. – Волгоград – «Учитель», 2014.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ширяева Марина Александровна

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства