Просмотр содержимого документа
«Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе.»
Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе.
В 2012 году через электронную почту я получила приглашение принять участие в телекоммуникационном проекте «Компетентностно-ориентированный урок», которое я приняла. Проект проходил на портале «Школа» Омского государственного педагогического университета. Автор и руководитель проекта был Пашкевич Александр Васильевич, методист МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, соискатель кафедры управления и экономики образования Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербург. Именно на этом проекте я впервые познакомилась с понятием «компетентностно – ориентированное задание» - КОЗ.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования сказано: «стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным,
- метапредметным,
- предметным.
Основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.
Компете́нция – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:
- Ценностно – смысловая компетенция: компетенция означает способность видеть и понимать окружающий мир, эта образовательная компетентность обеспечивает самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция: круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно- познавательная компетенция: это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Ученик овладевает навыком продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности. В рамках данной образовательной компетентности определяются соответствия функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.
- Коммуникативная компетентность: включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим, навыками работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.
- Социально- трудовая компетенция: означает владение знаниями и опытом гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). В эту компетенцию входят умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.
- Информационная компетенция: при помощи реальных объектов (телевидения, телефона, факса, компьютера, учебной литературы, справочной литературы и т.д.), СМИ формируются умения искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее и преобразовывать.
- Компетенция личностного самосовершенствования: направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает ученик. К этой образовательной компетентности относятся правила личной гигиены, забота о здоровом образе жизни и т.д.
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно - ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся.
- Под компетентностно - ориентированным заданием понимается задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов).
Целью компетентностно - ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностно - ориентированные задания позволяют научить
- поиску и обработке информации,
- умению публично выступать перед одноклассниками,
- отвечать на заданные вопросы.
Компетентностно - ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета,
- во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;
- во-вторых, компетентностно - ориентированные задания требуют других способов деятельности;
- в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала;
- в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Структура компетентностно – ориентированного задания четко определена:
1. стимул
2. задачная формулировка
3. источник информации
4. бланк для выполнения задания
5. инструмент проверки
Рассмотрим каждый элемент структуры последовательно:
Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение). Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:
- мотивирует учащегося на выполнение задания;
- моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- при необходимости может нести функцию источника информации.
Этот блок компетентностно-ориентированного задания необходимо ориентировать на определенный класс и на определенный характер проведения урока или системы уроков. При этом именно стимул (текст), позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации.
Например:
1) Твой товарищ должен написать сочинение на тему: "Что такое настоящая дружба". Ему надо помочь.
4) У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания). Задачная формулировка
- задает деятельность и формулирует требования к ответу;
- точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;
- должна быть истолкована единственным образом;
- должна быть учащемуся интересна;
- должна соответствовать возрасту учащегося;
- должна точно соотноситься с инструментом проверки
- должна начинаться с глагола.
Например:
1) Прочитай текст и составь памятку, инструкцию, таблицу…
4) Просмотри текст и выбери непонятные слова, объясни их при помощи толкового словаря.
Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен и соответствует возрасту учащихся. В отдельных случаях педагог может предлагать задание, которое основывается не только на внешних информационных ресурсах, но и на внутренних – программном содержании, которое было присвоено обучающимися.
Инструмент проверки - задаёт способы и критерии оценивания результата, определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: ключ, модельный ответ, шкала
Ключ – это четко зафиксированный ответ.
Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика.
Шкала - за что и в каких пределах устанавливаются баллы.
Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Он предназначен для того, чтобы:
- облегчить деятельность учащегося;
- задать последовательность действий;
- напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.). Наличие бланка повышает удобство проверки компетентностно - ориентированного задания.
Компетентностно - ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно -ориентированных заданий можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения терминов.
На уроках комплексного применения знаний с помощью компетентностно - ориентированных заданий можно сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить в течение урока.
Примеры КОЗ
1 класс. Русский язык. УМК «Перспектива». Тема: «Группы слов».
Компетенция: учебно-познавательная
Стимул: в русском языке слова живут целыми группами. У каждой группы есть свой секрет и название. Попробуйте разгадать секрет каждой группы слов.
Задачная формулировка: распределите слова в 3 группы:
Источник информации: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс с. 112-113.
Ключ: 1. Нет предложения. Просто слова.
2. Есть предложение.
КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Текст» для 1-го класса
Компетенция:информационная, коммуникативная.
Стимул: помогите Незнайке составить правило.
Задачная формулировка:из рассказа о тексте составьте определение, что такое текст.
Источник информации:(на партах лежат тексты, групповая работа).
Бланк для выполнения задания:
Текст – это группа ________________________, объединённых____________________________________________________________________________________. Предложения связаны по ____________________________________________.
Ключ: Определение:
Текст – это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.
КОЗ классического типа. 2 класс УМК «Перспектива» Русский язык Тема: «Корень – главная часть слова.»
Компетенция: коммуникативная
Стимул: Я предлагаю вам поиграть в игру «Редактор».
Текст: У меня встали _____________. Ещё ____________ назад ходили. А сейчас ____________________________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер-________________.
Источник информации: слова для справок: часовщик, час, часовая, часы.
Ключ: получившийся текст: У меня встали часы. Ещё час назад ходили. А сейчас часовая стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер-часовщик.
КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» для 2-го класса
Компетенция: информационная.
Стимул: чтобы писать грамотно, не допускать ошибки.
Задачная формулировка: посмотри, как написал слова Буратино, найди и исправь ошибки.
Источник информации: правило «Правописание безударных гласных в корне слова» (в учебнике)
Модельный ответ с подсчётом баллов (3-бальная система):
найдено 6-8 ошибок -5 баллов;
найдено 3-5 -4 балла;
найдено менее 2 -1 балл;
Максимальный балл: 5 баллов
Итак, использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка обучающихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности обучающихся. Отличительными признаками компетентностно - ориентированных заданий можно считать:
Компетентностно-ориентированные задания: Материалы участников Всероссийского телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок». – Омск – Пойковский, 2012.
Пашкевич А. В. Компетентностно – ориентированный урок. – Волгоград – «Учитель», 2014.