Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Преподаватель русского языка и
литературы Егорова А.О.
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Использование на уроках современных образовательных технологий — обязанность любого современного преподавателя. Большинство из представителей данной профессии постоянно задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?» Новая организация общества, новое отношение к жизни, естественно, отражаются и на системе образования, к которой предъявляются все новые требования.
В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, обучающегося. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся занятие и в радость, и пользу приносит.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века ученый Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно-ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала студента;
- соответствие социокультурной потребности современного общества;
- самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
-выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
1.Личностно-ориентированные технологии обучения
а. Технология педагогических мастерских
б. Технология обучения как учебного исследования
в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г. Технология эвристического обучения
д. Метод проектов
е. Вероятностное образование (А. Лобок)
ж. Развивающее обучение - РО (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В. С. Библер),
и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш. А. Амонашвили),
к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е. Н. Ильин),
л. Дизайн-педагогика.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения
а. Технология постановки цели
б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
г. Технология концентрированного обучения
д. Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
а. ИКТ
б. Технологии дистанционного обучения
4. Технологии оценивания достижений учащихся
а. Технология "Портфолио"
б. Безотметочное обучение
в. Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии
а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б. Технология проведения дискуссий
в. Технология «Дебаты»
г. Тренинговые технологии
Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы:
1.Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией).
2.Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.
3.Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.
4.Индивидуальные образовательные технологии: а) создание ситуации успеха для каждого ученика,
б) индивидуальная работа с одаренными детьми.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. На всех этапах урока желательно использование занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток.
Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для обучающихся любой возрастной ступени. Чтобы повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок- дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок-заочная экскурсия, библиотечный урок, урок развития речи.
Все эти виды работ способствуют развитию памяти, речи, творческих способностей учащихся, повышают уровень развития человека, расширяют кругозор.
Оживить урок, повысить его познавательное значение можно при помощи интересных отрывков из художественных произведений, которые могут заинтересовать ребят. Для развития интереса к русскому языку необходимо включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать обучающихся, можно также использовать игровые формы работы: «Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу», «Шеренга», «Перевёртыш».На занятиях по своей дисциплине я использую творческие эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады.
Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.
Огромную заинтересованность обучающиеся проявляют при подготовке литературных гостиных. Выразительное чтение стихотворений от души и для души во время таких занятий формирует эстетический вкус, воображение. При анализе учитывается настроение стихотворения, чувства и мысли лирического героя, подбирается музыка к лирическому произведению.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе также успешно можно применить следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; групповая дискуссии; кластеры; синквейн; эссе; ключевые термины; нетрадиционные уроки, перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития образного мышления.
Синквейн– это прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Синквейн в переводе с французского «пять строк».Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
При написании его используются следующие правила:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Например: 1.Учитель 2.Мудрый, справедливый 3.Дает знания, волнуется, радуется. 4.Учитель всегда придет на помощь. 5.Наставник
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятии, а с другой стороны, позволяют обучающемуся проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Например, оформление сборника стихов любимого поэта, создание проектов, составление обобщающих таблиц, алгоритмов действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника), готовят слайды по разделам дисциплины Русский язык и литература.
Типы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; создание презентаций, тестов, опорных таблиц; инсценировка художественных произведений; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров .
Такие домашние задания помогают избежать однообразия в обучении. Обучающийся может почувствовать себя и в роли иллюстратора, и в роли автора, и в роли преподавателя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют обобщать и систематизировать материал по теме.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает преподавателю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами. Продемонстрировать презентацию иллюстративного и информационного материала, просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее помогают информационные технологии.
Сегодня каждый преподаватель должен использовать в своей практике как можно больше различных технологий, методик и приемов, таким образом, необходимо использовать адаптивный урок (сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду учебного занятия). Именно применение различных инновационных технологий позволяют нам добиться успеха, повысить результаты обучения.
Использование инновационных технологий играет большую роль в развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию учащихся, умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию с учетом общих требований ФГОС СПО/НПО по дисциплине Русский язык и литература.