Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.»
Методическая разработка урока русского языка с использованием инновационных технологий
План-конспект урока по русскому языку для 8 класса с применением инновационных технологий.
Тема урока: Односоставные предложения
Цели:
образовательные: закрепить знания об односоставных предложениях; закрепить навыки нахождения односоставных предложений в тексте.
развивающие: продолжить развитие умений использования компьютера и электронных пособий; продолжить развитие творческого мышления у учащихся.
воспитательные: продолжить воспитание уважительного отношения к языку.
Оборудование:
Компьютеры с сетевым подключением, презентация, учебник, раздаточный материал.
Виды работ:
- творческая работа над анализом текстов;
- тестирование в программе «Пособие 1С: Репетитор. Русский язык».
Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение видов односоставных предложений.
Мы изучаем ту классификацию видов односоставных предложений, которая признана на современном этапе.
- Какие предложения называются односоставными?
- На какие группы делятся?
Слайд – схема деления на группы односоставных предложений
Задание: рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений по плану:
- значение предложения
- способ выражения главного члена
- пример
- В чем особенность обобщенно – личных предложений?
- Могут ли односоставные предложения быть распространенными?
3. Практическое задание
- списать, расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы
- указать вид односоставного предложения.
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.
Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
( И.Бунин)
4. Работа по наблюдению за ролью односоставных предложений в речи.
Где чаще всего встречаются односоставные предложения в речи?
(В художественной и публицистической литературе, в устной разговорной речи)
Коллективная работа: анализ поэтических текстов.
Задание: найти односоставные предложения, определить их роль в тексте.
А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К. Бальмонт.
(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность).
Б) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных точках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря!
А.Фет
(Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками).
В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А.Блок
(Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии).
Г) За что – то меня упрекают
И в чем – то согласны со мной:
Так исповедь льется немая
Беседы блаженнейшей той.
А.Ахматова
(Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица множественного числа. Акцент сосредоточен на действии).
Д) Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
(Все произведение поэта – это безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность).
5. Проверочный тест.
Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.
1. С утра морозит. ( безличное)
2. В избе жарко натоплено. ( безличное)
3. В избе жарко натопили. ( неопределенно – личное)
4. Вам не видать таких сражений. ( безличное)
5. Приготовьтесь к уроку. ( определенно – личное)
6. Бездонную бочку водой не наполнишь. ( обобщенно – личное)
7. Дерево зажгло грозою. (безличное)
8. Воздухе пахнет сосновой смолою. ( безличное)
9. Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть – чуть светлело. ((двусоставное и безличное)
10. Иду, и легко мне дышится. ( определенно – личное и безличное).
6. Тестирование в программе «Пособие 1С: Репетитор. Русский язык» по односоставным предложениям.
7.Итог урока (рефлексия).
- Какова роль односоставных предложений в произведениях художественной литературы?
- Что нужно для того, чтобы правильно определять вид односоставных предложений?
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}