Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы»
Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Толковый словарь С.И. Ожегова).
По словам Т.И Шамовой, педагогическая игра имеет признаки: цель обучения, педагогический результат и учебно-познавательную направленность. Психологи Л.С. Выготский, В.М. Теплов, Л.И. Рувинский считают, что использование игр на занятиях обеспечивает высокий уровень активности студентов, способствует развитию воображения, памяти, речи. Игры помогают отработь практические умения и навыки на уроках русского языка и литературы. «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения", - утверждает Д. Эльконин. Таким образом, на занятии, где используются игровые моменты, существуют огромные воспитательные возможности, так как формируется вариативный способ мышления. Используя игровые технологии, я решаю следующие задачи: при изучении русского языка и литературы развивать воображение, память, познавательный интерес, внимание, позитивный климат в группе, творчество, коммуникабельность.
На первом курсе на русский язык и литературу отводится обязательных 195 часов. Что это значит? Это значит, что за год надо изучить литературу за 10 и 11классы и повторить пройденный в школе материал по русскому языку. Это не просто сложно, это невозможно. Вот почему использую разные активные формы занятий, в том числеролевые игры,соревнования,дидактические игры. Они формируют собственный взгляд на вещи и учат отстаивать свою точку зрения, помогают понимать и ценить настоящую литературу, русский язык.
Ролевая игра помогает создать творческую атмосферу. Именно на первом курсе у студентов наблюдается стремление высказать своё мнение. Но у них ещё нет жизненного опыта, и ролевая игра помогает снять скованность, опасение, что их не поймут. В игре предоставляется полная свобода выбора аргументов, доказательств своей правоты.
Я использую различные виды ролевых игр: урок-суд, урок-театр, урок - литературное кафе и другие.
К 9 Мая провожу урок-суд над фашизмом. Выбираем судью, прокурора, заседателей. Защитник отказывается защищать обвиняемого. Остальные студенты проходят как свидетели,опираясь на факты из художественной литературы: повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился», рассказа В. Богомолова «Иван» ,романа «Живые и мёртвые» Константина Симонова, рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, неоконченного романа «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, публицистики «У войны - не женское лицо» Светланы Алексиевич, романа «Горячий снег» Юрия Бондарева, повести «Дожить до рассвета» Василя Быкова и др.
Напоминаю студентам, что игра не должна быть самоцелью. Это органичное продолжение текста художественной литературы, позиции автора.
Традиционно провожу уроки-суды « Простые односоставные и двусоставные предложения", «Судим теорию Раскольникова», «Суд над Тихоном и Борисом» (по пьесе А.Н. Островского "Гроза») и др.
Интересно проходит урок-театр. Заранее составляется сценарий. Конечно, импровизации на таком уроке мало, но самостоятельно составляется сценарий, выбираются костюмы. Например, на уроке. «Чуткая совесть писателей и «тихое безумие реальности» в жизни и в современной литературе» студенты, распределив роли, обыгрывают определённую ситуацию текста, проявляют инициативу, работая над постановкой. Студенты выявляют стилистические особенности текста, работают над интонацией, лексикой. Осуществляются те учебные задачи, которые порой не успеваешь на уроке. Работа над сценическим воплощением произведения строится на основе ее углубленного анализа. Определяем тему, идею, композицию текста, художественные особенности, даём характеристику героям, работаем над отдельными эпизодами, затем готовим оформление спектакля.
Литературное кафе «Поэты Серебряного века» надолго запомнится студентам. Думаю, главное в таких мероприятиях – это создать атмосферу. И это получилось! Мало того, что мы окунулись в мир поэзии Серебряного века, как и подобает в литературном кафе, но и было чувство единения с группой. Практически полная свобода: можешь выбрать поэта Серебряного века, можешь выбрать конкретное литературное направление. В литературном кафе мы попытались хоть немного приобщиться к миру поэзии.
Урок-соревнование также использую в своей работе. Это КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др. Например, на уроке обобщения знаний о существительном группа делится на две команды: языковеды и лингвисты. Каждая группа получает задания по теме.
Выигрывает тот, кто наберёт большее количество баллов.
На уроке с дидактической игрой четко ставится цель обучения. Например, в дидактической игре «Найди ошибку» студенты должны определить, какое слово лишнее и почему. В игре «Найди пару» развивается умение правильно соотносить название предмета и действия. На уроках литературы провожу игры-загадки, игры-аукционы, игры-путешествия, викторины.
После таких уроков студенты говорят: «Уроки с элементами игры помогают лучше понять материал».
«Такие уроки интересны»
«Не сомневаюсь, что подобные уроки полезны».
«Как здорово выступать в роли Матрёны Тимофеевны!»
«Урок в форме игры помог каждому участвовать в нём».
«Потрясающе! Урок-суд - это очень интересно!»
Итак, игра на уроке не требует зубрёжки, нотаций. В ней исчезают грани, разделяющие преподавателя и студентов, возникает атмосфера радости, доверия, свободного творческого обучения.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием студентами материала, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету.