kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.В статье рассматриваются возможности использование ИКТ на разных этапах работы педагога над  моделированием учебного занятия  с учётом  этапа изучения темы. Практические советы для учителей, работающих в 5-6 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка »

Использование ИКТ на уроках русского языка

Алексеева И.М.,

учитель русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования ИКТ на уроках русского языка в 5-6 классах.

Я использую информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

- планирования учебного материала и учебных занятий,

- подготовки печатных материалов к урокам ( приложение Microsoft Word);

- обработки результатов проверочных и контрольных работ (приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel);

- проведение уроков с помощью мультимедийных презентаций.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

· увеличивает объем использования наглядности на уроке;

· экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

· психологически облегчает процесс усвоения;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор учащихся;

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку значительно расширилось, благодаря электронному учебнику «Русский язык. 5-10 классы. ЭСО» (Филиал БГУ «Центр информационных ресурсов и коммуникаций»). В электронном учебнике представлены основные правила и тестовые задания к каждому параграфу, итоговые тесты по теме.

Я использую визуальную информацию (иллюстративный, наглядный материал), интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия), (программные продукты, текстовые материалы, тесты, тренажеры, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков. Важной составляющей является использования компьютерных заданий в 5-6 класс игровая основа тестов, тренажёров, упражнений, красочное и интересное оформление презентаций. Задания презентации чередуются с заданиями в учебнике, чтением правил по учебнику, демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (материалы электронного учебника; программа презентаций Power Point);

 2) закрепление изложенного материала (тренинг — упражнения, тренажёры);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

Рассмотрим конкретные примеры использования ИКТ на уроках.

  1. Объяснение нового материала предполагает следующую логику построения учебного занятия: актуализация опорных знаний - восприятие, осмысление и первичное запоминание - проверка усвоения – закрепление – анализ.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

При этом применяются следующие задания с использованием компьютера:

    1. Наблюдение за языковым явлением, формулировка правила и составление таблицы, схемы, алгоритма. Например, при изучении темы « Правописание приставок на з-с» учащиеся должны вывести правило, вспомнить глухие согласные. При изучении темы «Знаки препинания при прямой речи», исследуя набор предложений, учащиеся составляют пунктуационные схемы.

    2. Для объяснения нового материала можно использовать компьютерную сказку. Например, при изучении корней с чередованиями в 5 классе, показывается иллюстрированная «Сказка о двух братьях кос-кас».

    3. Использование игровых электронных программ, когда за значком спрятано задание. Например, « Карта сокровищ» при изучении однородных членов предложения в 5-м классе: на карте 4 условные обозначения клада. 1-й клад- задание по орфографии, 2-й клад- разобрать словосочетание, 3-й клад- разобрать по членам предложения, 4-й клад- найти однородные члены предложения,после чего формулируется тема урока и выясняются «особые приметы однородных членов».

    4. Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, шарад. Например, при изучении обобщающих слов при однородных членах предложения используется кроссворд «Радужный» (Назовите предметы на картинке обобщающим словом, например, «диван-мебель»), при правильном выполнении задания читается слово «Молодцы». При изучении темы «Имя существительное» в 6 классе используется презентация с ребусами, разгадав слово, необходимо определить его грамматические категории.

    5. Работа с текстовым материалом. Например, выбрать изучаемую часть речи, определить синтаксическую роль, употребить в нужной форме.

    6. Заполнение таблицы « Что надо знать и уметь». Скрытые памятки, например, при изучении темы «Однородные предложения» в 5 классе даётся картинка с 5 вопросительными знаками, нажимая на которые, можно прочитать признаки однородных членов.

    7. При изучении темы «Простое предложение» используются задания на составление предложений по картинке, распространение предложений, схемы простых предложений.

Как пример приведу описание презентации «Имя существительное» в 6 классе. Необходимо составить из набора букв слова, которые сообщат нам тему урока; составить из набора букв существительные, орфографическая работа с составленными словами, выбрать из стихотворения А.Фета существительные, вспомнить морфологические признаки. Продолжить текст-описание « В городе зима», используя существительные.

Тема «Имя прилагательное» ( 6 класс). 1.Теоретическая зарядка: повторение изученного в начальной школе, задание «Разукрась» слово; описать иллюстрацию, используя имена прилагательные и продолжить предложение «если бы в нашей речи не было прилагательных, то….»; на этапе изучения нового материала даётся карта путешествия по разрядам прилагательных, особенности разрядов, практические упражнения на составление предложений, отображающих переход прилагательных из одного разряда в другой, составление словосочетаний по рисункам, распределительные задания, рефлексия. Очень удобно подается новый материал «Не с прилагательными» в 6 классе. Сначала предлагается вспомнить правило «Не с существительными», а затем ребята знакомятся с новой темой. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

  1. Урок применения знаний, навыков и умений. Схема занятия: актуализация комплекса знаний – образец комплексного применения знаний – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений – анализ.

На уроках практической работы демонстрация фрагментов программы с использованием мультимедийного проектора значительно повышает интерес к предмету. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок» . Повторяем по ней правило, затем в тетрадях выполняем задания тренажера.

Презентации при практическом применении знаний имеют комбинированный характер:

    1. Актуализация знаний: теоретические зарядки, грамматические, орфографические, фонетические разминки, словарные диктанты, заполнение таблиц.

    2. Выборочный или распределительный диктант.

    3. Игра «Третий лишний» .

    4. Игра «Корректор» ( исправить ошибки).

    5. При изучении темы «Состав слова. Словообразование» предлагается собрать слово из морфем, распределить по способам словообразования, выделить словообразовательные морфемы».

    6. Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. Электронные тренажёры- самый любимый учащимися вид работы. Например, «Безударные гласные в корне слова» ( 5 класс). Игра предполагает уровни сложности выбрать слова на заданную тему, отгадать загадку, вставить пропущенную букву в зависимости от лексического значения слова, вставить пропущенные буквы, найти верное написание слов. Тренажёр «Морское путешествие» можно использовать при изучении любого орфографического правила. При правильном ответе рядом с кораблём путешественника появляется дельфин, при неправильном - акула. Выполненные задания сразу проверяются.

  1. Урок повторения и обобщение знаний. Цель : Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы.

Логика построения презентации :

  1. Теоретическая разминка ( повторение основных понятий и правил).

  2. Языковая разминка «Проверь себя».

  3. Выполнение практических задания, предлагаются задания по вариантам, работа в группе с последующей взаимопроверкой.

  4. «Своя игра». Состоит из отборочного тура – 5 вопросов, табло с темами заданий и «ценой» вопроса, финальных заданий. Компьютерная программа игры позволяет выбрать тему задания, количество баллов за него. Нажатием мышки на клетку с баллами вопрос выводится на экран. Возможности программы позволяют обратиться за помощью.

  5. Для подготовки к диктанту используется игра «Лабиринт». Цель игры – подготовка к диктанту по орфографии, синтаксису, пунктуации в 5 классе. Задания: вставить пропущенные буквы с объяснением изученных орфограмм, запись словарных слов по картинкам «Что растёт в огороде», «строительство» слов из предложенных морфем, разгадывание ребусов, непроизносимые согласные, исправление орфографических ошибок. По пунктуации и синтаксису: расставить знаки препинания, объяснить их постановку. В конце игры проводится самоанализ допущенных ошибок. 1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений уч-ся в ходе изучения материала (диагностика затруднений).

В качестве примера опишу презентацию к уроку обобщения знаний по теме «Фонетика» ( 5 класс). Вначале повторение основных понятий по заданной теме, выполнение зашифрованных заданий, поиск «третьего лишнего». Работа с презентацией совмещена с выполнением упражнений учебника. Предлагается тренажёр и проверочный мини-тест. Самоанализ ошибок.

«Имя прилагательное» (6 класс) : 1-й слайд знать, уметь. Грамматическая разминка, комплексный анализ текста с орфограммами по теме, морфологическим и синтаксическим разборами. Выборочный диктант с проверкой, распределительное задание, групповая работа, игра «третий лишний». Описание картины, дифференцированное домашнее задание, вопросы для самоанализа.

  1. Урок контроля и проверки знаний. На таких уроках уместно использование итогового тестирования, которым завершается каждая тема в электронном учебнике «Русский язык 5-10 класс. ЭСО». Например, в течение итогового урока в 6 классе по теме «Имя прилагательное» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно... Кроме того мною применяются:

  1. Электронная игра «Крестики-нолики». Программа позволяет ввести в клетки игры задания на любое орфографическое правило. Игра основана на выборе правильного варианта ответа. Правильный ответ сопровождается звуками аплодисментов, при неверном выборе буква исчезает.

  2. Диктант-молчанка: записать название предмета, изображённого на картинке ( например, при изучении темы «Правописание о-ё после шипящих в корне слова» (5 класс), «Правописание и-ы после ц» ( 5 класс).

  3. Тематический контроль знаний в 5 классе по теме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова» проводится с помощью электронного тренажёра. Выполнение теста завершается количественной и качественной оценкой.

  4. Проверочный тест «Имя существительное» (6 класс). Необходимо выбрать правильный вариант. В этом случае загорается зелёный свет и звучат аплодисменты, в случае ошибки горит красный свет и звучит сигнал тревоги. В тест включены задания на знание морфологических, синтаксических и орфоэпических норм имени существительного. В конце теста выставляется отметка.

  5. Проверка знаний по теме «Лексика» в 5 классе предполагает задания: угадать слово по его лексическому значению, назвать термин по определению, выписать синонимы, антонимы, записать фразеологизм, распределить стилистически окрашенную лексику по разделам, убрать лишнее слово. Используются тематические тесты «Непроизносимые согласные», « Однозначные и многозначные слова»

Программы тренажёров и тестов можно использовать при изучении любой темы, меняя языковой материал.

Для внеклассной работы используется электронная викторина «Русский язык-друг мой». Правила игры: 1. Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой

2. Прочитай вопрос

3. Выбери ответ, щелкни по правильному ответу (БУКВЕ), набери баллы

4. Чтобы продолжить игру, щёлкни мышкой по кнопке

5. Воспользовавшись словом ПОДСКАЗКА потеряешь 1 балл

Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «4» или «5», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. В последующем я планирую привлекать учащихся к самостоятельному созданию презентаций.Трудность использования обучающих и проверочных компьютерных заданий заключается в том, что нет возможности каждому учащемуся предоставить компьютер для индивидуализации обучения.




















4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование ИКТ на уроках русского языка

Автор: АЛЕКСЕЕВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Профессиональное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(79) "profiessional_noie_ispol_zovaniie_ikt_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "423307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498590465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства