ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Cтатья посвящена проблеме информационной компетентности, которая всё более определяет уровень образованности человека. В рамках данной статьи изучены причины обращения учительской общественности к информационным технологиям в качестве средства обучения. Также рассмотрены вопросы информационно-коммуникативной компетентности педагога начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. »
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Информатизация образования --процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолога - педагогических целей обучения, воспитания. Современный педагог должен обладать информационно - коммуникационной компетентностью, т.е. решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий. Данное требование определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.
Понятие "интеракция" (от англ. Interaction -- взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивное обучение -- это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интеракция позволяет соединить информационные технологии и активное общение учащихся в процессе обучения.
Применение интерактивных методот создать условия для постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе; развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; мышления при принятии решений, критический подход к проблемам; уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям. Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительно количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.
Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения. Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Профессиональное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению уровню комфортности обучения;
-снижению дидактических затруднений у учащихся;
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
-развитию информационного мышления;
-формированию информационно - коммуникационной компетенции;-приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа - технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока и может быть разным
(обычная иллюстрация ( в 1 классе)); использование анимации в слайдах мультимедиа - понорама ( более интересный приём наглядности).
Известно, что только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Остальные учатся своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств.
Стратегию интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определённой системы способов, приёмов, методов образовательного процесса, основанного на: субъект - субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности); многосторонней коммуникации; конструировании знаний учащимся; использовании самооценки и обратно связи; активности учащегося.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются во
влечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме включает 8 этапов:
-Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных.
-Сообщение целей (целеполагание).На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. словом
-Предоставление новой информации. Рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма:" Какие понятия связаны со словом орфография?". Представленные стержневые мысли записываются на доске с столбик и нумеруются. Этот вид работы помогает разграничить известное.
-Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информация также используются учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.
-Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикуется работа в малых группах. В группах сменого состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы переводятся в пассивную, а из пассивной -- в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек. При озвучивания проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
-Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы
-Рефлексия. Этот план предлагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствует вопросы:-- Что особенно понравилось?
Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему урока? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
-Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать
работу учащихся на последующих занятиях.
-Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент.
Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а роли активного участника, организатора учебного процесса.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погружённое в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором " все обучают каждого и каждый обучает всех".
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательной процесс, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Возможности информационных технологий усиливают этот эффект.
Библиографический список.
1.Электронная библиотека Гумер-Педагогика. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/11.php. 2. Ковалёва Т.М.Инновационная школа: аксиомы и гипотезы.-М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003