kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный урок по русскому языку. Использование игровых технологий на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же работать, чтобы вдохновлять?  Современный урок  –  это активный диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – живут на уроке, а не проживают 40 минут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный урок по русскому языку. Использование игровых технологий на уроках русского языка.»

Куликова Татьяна Сергеевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13»





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(из опыта работы)





Недавно я прочитала замечательные слова:

Плохой учитель описывает.

Хороший – объясняет.

Отличный – показывает.

А великолепный – вдохновляет.

Как же работать, чтобы вдохновлять?  Современный урок  –  это активный диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – живут на уроке, а не проживают 40 минут.

Мой рецепт такого психологического состояния – Сотворчество. Оно складывается из творчества учителя и творчества ученика.

Мой основной принцип – метод духовного контакта. Приём – диалог. Я хочу услышать на уроке каждого ребенка,  отреагировать на каждое высказывание, разрешать ситуацию вместе с детьми. Это позволяет превратить изучение материала в совместную творческую работу.

Важную роль в формировании знаний играет нравственно-психологическая обстановка, в которой работают дети. Они должны воспринимать учителя как человека.

Три года назад я прошла курсы повышения квалификации - работы по ФГОС. Получив теоретическую базу, я активно начала работать над практическим применением полученных знаний только в этом учебном году, тем более что использование новых технологий в учебном процессе являлось и является актуальной проблемой современного школьного образования. И сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.

Хочу поделиться одним своим уроком.

Конспект открытого урока развития речи в 5 классе

Тема урока: «Текст. Строение текста».

Цели:
1. Научить выделять микротему текста, делить текст на абзацы.
2. Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся.
3. Воспитывать чувство любви к Родине.

Звучит песня из к/ф «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды».

Скоро зима. Звонко просыпалась горсточка теплых осенних деньков, то залитых весело сверкающим солнцем, то щедро позолоченных ливнями. Покатилась осень яркими бусинами и пропала с глаз, точно ее вовсе не было. Ветрено. Дождливо.

Серые будни. А так хочется праздника. Заботы, неурядицы, однообразие, не верится в возможность перемен. А если вглядеться, вслушаться? Сколько радостных мгновений дарит нам мир. Запах дождя, аромат прелых листьев, любимую музыку, необыкновенной красоты картины, улыбку близких и дорогих нам людей.

Проверка Д/з
Учитель:
Давайте улыбнёмся друг другу, почувствуем тепло наших сердец и начнём с подготовленных дома «биномов фантазии», тренирующих воображение, развивающих речь. Чей «бином» интереснее?

Перец-костёр: Оратор распалился, как костёр, брызгая во все стороны остротами, насмешками, жгучими, как перец.

Книга-запятая: Точка, точка, запятая, вышла книжка непростая.

Борода - самовар: Снизу самовар потемнел, почернел, как будто бороду ему прилепили.

Письмо - речка: В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день.

Рука-берёза: Белые, гибкие руки берёз…Берёзовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам.

Лампа-роза: Как роза, кокетлива лампа настольная.

Окно-зеркало: В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари.

Движение темы

1.Раскройте сравнение осень-рыжая кобыла

Есенинский образ действительно заставляет задуматься над смелостью художественной мысли. Привычно: золотая осень, ласковые, погожие деньки бабьего лета, льющийся золотом листопад… А у Есенина осень - рыжая кобыла. Попробуем проникнуть в мысль, образ поэта.

Назовите признаки сильной, мощной лошади, представив её на деревенских просторах.

(Рыжая, с развевающейся гривой, скачущая по полевым и лесным дорогам, весело ржущая…)

Соединим осень и кобылу в «бином фантазии»

Осень рыжая от листвы; развеваются на ветру с ещё не опавшими листьями ветви; поют, скрипят, ворчат деревья на буйном ветру… Кажется, что осень несётся, полыхает красно-рыжей гривой… Вот она мелькает то за зелёными ёлками, то за светло-коричневыми свечами сосен, как рыжая кобыла…Вот путь поэтической мысли Есенина…Общее у этих двух предметов: цвет, буйство и сила движения)

На что похожи наши «биномы фантазии»?

( На текст)

Что такое текст? (Слайд 2)

Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. В тексте всегда есть тема и идея.

III. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.



Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его главные признаки. (Слайд 3)

Признаки текста

1.Начало

2.Середина

3.Концовка

4.Название…

О чём говорят слова - начало, середина, концовка текста?

(Это строение текста)

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: Текст. Строение текста. (Слайд 4)

Записываем  в тетради число и классная работа, тема урока.

Попробуйте сформулировать цель урока:

Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы, а также будем выделять микротему текста, а значит, понимать особенности начала микротекста и его убедительную концовку. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах.

Работа в паре. (Слайд 5)

1. Перед вами разноцветные листочки с предложениями. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).
I. Осенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину. (Евгений Чарушин)
2.О чём этот текст? (Слайд 6)

Какова тема данного текста, попробуйте определить.

Как можно озаглавить текст? 
3. Какова основная мысль данного текста?
Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.
Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин?

Где может находиться основная мысль текста?

Как её можно сформулировать?
Основная мысль текста может находиться: 
В заголовке
В одном из предложений текста
Можем сформулировать сами.
Варианты заголовков:
Скворцы
Скворцы на чужбине
Любовь к Родине
В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.
Какие пословицы подтверждают наши мысли? (Слайд 7)
На чужой стороне и весна не красна.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Всякому мила своя сторона
Каждому свой край сладок
На чужой стороне родина милей вдвойне
За морем теплее, а на родине милее. 
Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.
Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро. (Слайд 8)
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и так далее.
А как вы думаете,  что такое микротема?(Слайд 9)

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.(Слайд 10)

Чтобы вам лучше запомнилась эта трудная тема, группа ребят предлагает небольшую сценку.
Сценка
1. Я – абзац. Моё начало с красной строки. Я часть текста между красными строчками. Я служу для выделения микротемы. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Вот мои составные части, без которых я просто не могу существовать:
2. Я - абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание. Я ни от кого не завишу! Я самостоятелен! Я начинаюсь с предложения, в котором в обобщённом виде намечено содержание микротекста. Если вы это запомните, то легко сможете составить план любого текста. 
3. А я средняя часть абзаца! Главная! Во мне содержание первой абзацной фразы уточняется, конкретизируется, приводятся примеры, сопоставляются или противопоставляются факты, указываются причины и следствия явлений. Во мне все предложения зависят друг от друга. Эта зависимость выявляется с помощью различных вопросов, которые могут быть поставлены от одного предложения к другому.
( а именно…, что ещё?, для чего?, почему?)
4. А я концовка. Во мне подводится итог сказанному. Правда, я бываю далеко не всегда…
ВСЕ: А все мы вместе – микротекст (Слайд11)

Словарно-лексическая работа. (Слайд 12)

Запишите в тетрадь

Словарь: микротема, микротекст, абзац.

Практическая работа. (Слайд 13)
Прочитайте текст. Озаглавьте. Разделите на абзацы, запишите текст, каждый абзац начиная с новой строки. В каких абзацах есть три части: зачин, развитие мысли, концовка?

(Слайд 14)

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше!

Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши! (Слайд 15)



Физкультминутка. (Презентация)

Проверка усвоения темы.(Слайд 16)
Тест «Верные и неверные утверждения»
1. Текст состоит из предложений +
2. Все предложения в тексте имеют границы +
3. К тексту нельзя подобрать заголовок –
4. Текст можно разделить на части +
5. Каждая часть текста записывается с красной строки +
6. Предложения не имеют последовательности -
7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +
8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +
9.Микротема текста – это тема? –

Практическая работа: напишите небольшое сочинение «Краски осени».(Слайд 17 под музыку)

Домашнее задание. П. 16.(продолжите сочинение).
Рефлексия. (Слайд 18)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Что узнали нового для себя?

Что показалось особенно трудным?

Какова общая эмоциональная удовлетворённость от урока?

В заключении хочу обратиться к словам Л.Н. Толстого: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяю организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.



Список использованной литературы:

1.Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учеб.-метод.пособие / Г.П. Лазаренко.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2006

2. http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=149&wordid=1179751













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Куликова Татьяна Сергеевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Обобщение опыта работы по теме "Использование игровых технологий на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(104) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "138378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417533814"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Использование дидактических игр  на занятиях английского языка в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-zaniatiiakh-anghliiskogho-iazyka-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "278219"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453046030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "дидактические игры  на занятиях английского языка в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(64) "didaktichieskiie-ighry-na-zaniatiiakh-anghliiskogho-iazyka-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "278220"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453046094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства