kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность и виды текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

небольшая статья в форме размышления учителя в процессе работы над несплошными текстами. применение схем  при чтении сплошных текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность и виды текста»

Работа с текстом на уроке русского языка и литературы для формирования читательской грамотности в классах с казахским языком обучения.

В современном обществе одним из главных приоритетов в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения является привитие заинтересованности к чтению. Чтение в истории каждого народа играло важную роль как один из способов формирования грамотности. На сегодняшний день чтение является одним из базовых навыков, которое позволяет продуктивно общаться друг с другом в интернет пространстве. Это один из видов и форм технологии интеллектуального развития современного общества. Поэтому на уроках русского языка и литературы независимо от языка обучения учителя стремятся привить у школьников навыки грамотного чтения, выделения нужной информации из текстов для дальнейшего успешного применения на практике. При этом особую актуальность стало приобретать интеллектуально-речевое умение обучающихся, что является главной основой функциональной грамотности развития подрастающего поколения.

Что мы понимаем под функциональной грамотностью? Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. В более узком понимании функциональная грамотность означает способность обучаемого свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из реального текста – его понимания, переосмысления и передачи полученной информации в реальном общении. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это прежде всего умение анализировать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Различают три этапа понимания и грамотного чтения текста. На первом этапе проводятся следующие виды работ: чтение текста, выделения в тексте ключевых слов, передающих смысл и содержание прочитанного текста, выделения основных фактов для пересказа текста. Второй этап: это анализ самого текста, размышление над содержанием прочитанного и вывод. Третий этап : осмысление и применение на практике. Но прежде всего нужно обучаемого научить понимать содержание самого текста. При этом возникает вопрос: что означает само понятие текст? Текст (от латинского означает «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь»)- это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Поэтому обучение пониманию текста- это один из способов развития функциональной грамотности. Для стимулирования интереса к чтению можно использовать тексты сплошного и несплошного вида. К несплошному виду текста мы относим таблицы, схемы, диаграммы, графики, различные планы, билеты, меню и тому подобное. Это тексты графического способа подачи информации, с которыми мы сталкиваемся в обычной повседневной жизни.

Работу над пониманием содержания таких текстов нужно начинать уже в начальных классах на основе небольших сплошных текстов, данных в учебнике. Предлагая изобразить героев прочитанного текста и пересказ прочитанного по созданному рисунку обучаемого. В средних и старших классах предлагаются создание таблиц, диаграммы, схемы с чем учащиеся справляются самостоятельно так как навыки такого вида работ сформированы уже на начальном этапе обучения. Например при изучении произведения «Путешествие Гуливера»Д.Свифта детям можно по прочтении отдельных глав составить линию эмоций героя, карту географического местоположения местных жителей страны , прогноз погоды и так далее. Такие виды работ увлекают детей, развивается навык запоминания содержания прочитанных текстов любого произведения и одновременно формулируется функциональная грамотность.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Функциональная грамотность и виды текста

Автор: Бакинбаева Надежда Канапьяновна

Дата: 03.08.2021

Номер свидетельства: 584987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Вопросы и задания с включением трех читательских умений  и соответствующих им действий по функциональной грамотности"
    ["seo_title"] => string(119) "voprosyizadaniiasvkliuchieniiemtriekhchitatielskikhumieniiisootvietstvuiushchikhimdieistviipofunktsionalnoighramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "275766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452616683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "296363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства