kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть аспекты читательской грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности.»

Казахстан

Актюбинская область

Мартукский район

п.Родниковка

Родниковская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

педагог- исследователь

Лукьяненко Н.И.



Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности.

     Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы – научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности обучающегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

      Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.   Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать её при решении различных задач.

   Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

    На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

        Назову особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Это: умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста; выразительно читать.

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

  Учителю нужно создать условия для того, чтобы обучающиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста:

- умением находить и извлекать информацию из текста;

- умением интегрировать и интерпретировать информацию;

- умением осмыслить и оценить содержание текста;

- умением ориентироваться в различных источниках информации;

- увеличением темпа чтения.

   Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

    У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

- умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

- умения находить в тексте информацию, представленную в явном виде;

- умения, основываясь на тексте, сделать простые выводы.

Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:

- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

 Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности школьника к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

   Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, ещё не полностью освоивших основы чтения. Для того, чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие обучающимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Представление о читательской грамотности  как об одном из планируемых результатов  начального образования  ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

 Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

При формировании читательской грамотности я использую следующие способы работы.

  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

  • Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии  объяснения  нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества  Л.Н. Толстого дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Льве Николаевиче и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  •  Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

  • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

    Также на уроках я использую рабочие листы для работы по формированию функциональной грамотности. Данные листы содержат в себе комплексную работу над читательской грамотностью (работа с текстом),

над естественнонаучной грамотностью (фото растения или животного),

над математической грамотностью (работа с математическими понятиями).

Наибольший интерес у обучающихся вызывают командные игры по формированию функциональной грамотности.

    В заключение хочу отметить, что при использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Функциональная грамотность. Аспекты читательской грамотности.

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 24.01.2025

Номер свидетельства: 664205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Статья "Естественно-научная и читательская грамотность на уроках биологии"."
    ["seo_title"] => string(75) "statia_estestvenno_nauchnaia_i_chitatelskaia_gramotnost_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "602003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1646997899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества""
    ["seo_title"] => string(78) "stat-ia-chtieniie-eto-shans-dlia-riebionka-niechtieniie-risk-dlia-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "308558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458619677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства