А прегэтит: Палистрант Иарина Васильевна, ынвэцэтоаря де лимбэ ши лит-рэ
молдовеняскэ, град дидактик 1
Офатинць, 2021
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
(В.А.Сухомлинский)
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.
А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства».
Определимся с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок».
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.
Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве, т.е. способствовали развитию, процветанию своего государства.
Однако существует ряд проблем:
- Стихийность поиска информации по технологиям работы с одаренными детьми;
- Недостаточный уровень подготовки педагогов, управленцев, организующих функционирование системы работы по этому направлению.
Я остановлюсь на системе работы с одарёнными детьми в рамках нашей школы.
Программа работы с одаренными учащимися направлена на создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности школьника.
Программа индивидуального сопровождения школьника состоит из 5 разделов, которые тесно взаимосвязаны между собой:
Аналитико – регулятивная деятельность
План мероприятий по работе с одаренным ребенком
Коррекционная деятельность
Прогнозирование результатов
Диагностика.
На основании проблемно – ориентированного анализа проводятся диагностики индивидуальных способностей школьников, диагностика учителей.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребенка, т.е. выявить его личностные особенности. Поможет в этом комплексное тестирование, включающее в себя изучение данных:
- текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;
- экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;
- опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;
- психологические тестирования ученика;
- собеседование с ним самим.
На основании полученных данных в нашей школе создан банк одаренных и способных учащихся, определены приоритетные направления работы методических объединений.
Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Рассмотрим одну из методик для диагностики детской одаренности:
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными.
Музыкальный талант
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
Способности к научной работе
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги.
Артистический талант
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией.
Незаурядный интеллект
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.
1.Спортивный талант
2.Музыкальный талант
3.Технические способности
4.Литературное дарование
5.Художественные способности
6.Способности к научной работе
7.Артистический талант
8.Незаурядный интеллект
Рекомендуем: провести в ваших школах анализ одаренных детей по этой методике.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей, подготовке их к олимпиадам играет учитель, готовый взять на себя индивидуальную работу с одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своим подопечным выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.
В школе успешно работают творческие группы учителей «Каким должен быть современный урок», «Роль учителя в личностно ориентированном обучении», «Составление компетентностно- ориентированных заданий».
Результаты школы – олимпиады, конференции.
Одаренные дети школы участвуют ежегодно в международных, республиканских, районных конкурсах, где становятся призерами, лауреатами и дипломантами:
В 2019-2020 учебном году учащиеся нашей малокомплектной школы приняли активное участие:
Во 2-ом туре районной предметной олимпиаде, где заняли следующие призовые места:
1.Друца Ирина, 4 класс-3 место по литературному чтению;
2.Пивкина Анна, 8 класс – 2 место по русскому языку и литературе;
3.Рудь Дмитрий, 8 класс – 1 место по молдавскому языку и литературе;
4.Чорба Дмитрий, 9 класс – 2 место по молдавскому языку и литературе;
5.Купный Руслан, 7 класс – 3 место по технологии.
Различные конкурсы, спортивныесоревнования:
1.Муниципальный конкурс «Знаешь ли ты французский язык?» - 2,2,3 место;
2.Конкурс рисунков «Город будущего» - 1 место;
3. Муниципальный тур республиканского конкурса рисунков «Мой здоровый образ жизни» - 2 место;
4.Конкурс стихотворений собственного сочинения «Казачество Приднестровья» - 4 благодарственных письма;
5.Республиканский конкурс рисунков «Природы чудный лик» -16 сертификатов;
6.Муниципальный тур республиканского конкурса эссе «Имя Победы» - 1,2,3 место;
7. Республиканский конкурс эссе «Имя Победы» - 1 финалист;
8. Муниципальный тур Республиканского фотоконкурса «Фронтовой портрет в истории моей семьи» - 1 место;
9. Республиканский фотоконкурс «Фронтовой портрет в истории моей семьи» - 1 место;
10. Международный форум «Золотой лист» - 3 сертификата;
11. Городской и районный Фестиваль песни «Песни пою Приднестровью» - 1 дипломант;
12.Соревнования по шашкам – 2-2 место, 3- 3 место;
13. VII Районный отборочный тур в конкурсе рисунков «Мой День Победы» - 2, 3 место и 3 участника;
14. Республиканский конкурс рисунков «Мой здоровый образ жизни» - 2 место.
2.Муниципальный конкурс эссе «Наука ради мира» - 2 место;
3.Интернет-конкурс изобретений «Эврика!» г. Новосибирск – 3 сертификата;
4.Конкурс очерков «Знай имена своего города» в рамках проекта «Рыбница в именах» - 1 сертификат;
5.Участие в муниципальном туре Республиканского конкурса «Суворов в истории родного края» - 2 почётные грамоты;
6.Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» - 1 и 3 место;
7. Всероссийский конкурс детских рисунков «Новогодний фейерверк» - 1 и 2 место.
Какие факторы способствуют развитию одарённости?
создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;
совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;
обучение детей на высоком уровне сложности;
обучение в специальных группах и учреждениях;
сложные игры, задания, творческие задачи;
всестороннее развитие ребёнка;
умственное развитие;
индивидуальная работа;
умелое руководство развитием ребёнка;
Какие трудности испытывают при организации работы с одарёнными детьми?
недостаток профессиональных навыков;
отсутствие соответствующих условий в школе;
слабая материальна база;
большое или малое количество детей в классе;
нежелание родителей помогать своим детям;
Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений:
разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;
организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
анализ результативности таких занятий;
организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;
внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.
Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.
Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}