kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит методы работы с учащимися на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы»



https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdJ2M6Z-8UgeXF3AkesE5C5NiMsnagYg1OwODl8_P0DE_XYmA/viewform





Реферат ку субьектул

«Лукрул ку копий дотаць ын шкоалэ»












А прегэтит: Палистрант Иарина Васильевна, ынвэцэтоаря де лимбэ ши лит-рэ

молдовеняскэ, град дидактик 1








Офатинць, 2021

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

(В.А.Сухомлинский)


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.

А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства».

Определимся с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок».

Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.

Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве, т.е. способствовали развитию, процветанию своего государства.

Однако существует ряд проблем:

- Стихийность поиска информации по технологиям работы с одаренными детьми;

- Недостаточный уровень подготовки педагогов, управленцев, организующих функционирование системы работы по этому направлению.


Я остановлюсь на системе работы с одарёнными детьми в рамках нашей школы.

Программа работы с одаренными учащимися направлена на создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности школьника.

Программа индивидуального сопровождения школьника состоит из 5 разделов, которые тесно взаимосвязаны между собой:

Аналитико – регулятивная деятельность

План мероприятий по работе с одаренным ребенком

Коррекционная деятельность

Прогнозирование результатов

Диагностика.

На основании проблемно – ориентированного анализа проводятся диагностики индивидуальных способностей школьников, диагностика учителей.

На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребенка, т.е. выявить его личностные особенности. Поможет в этом комплексное тестирование, включающее в себя изучение данных:

- текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;

- экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;

- опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;

- психологические тестирования ученика;

- собеседование с ним самим.

На основании полученных данных в нашей школе создан банк одаренных и способных учащихся, определены приоритетные направления работы методических объединений.

Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  1. факультативы;

  2. кружки по интересам;

  3. занятия исследовательской деятельностью;

  4. конкурсы;

  5. научно-практические конференции;

  6. участие в олимпиадах;

  7. работа по индивидуальным планам;


Рассмотрим одну из методик для диагностики детской одаренности:

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч


Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться;

  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными.

Музыкальный талант

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

  • Способности к научной работе

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги.

Артистический талант

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

  • с большим желанием выступает перед аудиторией.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

  • обладает хорошей памятью;

  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;

  • задает очень много продуманных вопросов;

  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;

  • обгоняет сверстников по учебе,

  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.
















1.Спортивный талант

2.Музыкальный талант

3.Технические способности

4.Литературное дарование

5.Художественные способности

6.Способности к научной работе

7.Артистический талант

8.Незаурядный интеллект


Рекомендуем: провести в ваших школах анализ одаренных детей по этой методике.


Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей, подготовке их к олимпиадам играет учитель, готовый взять на себя индивидуальную работу с одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своим подопечным выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.

В школе успешно работают творческие группы учителей «Каким должен быть современный урок», «Роль учителя в личностно ориентированном обучении», «Составление компетентностно- ориентированных заданий».

Результаты школы – олимпиады, конференции.

Одаренные дети школы участвуют ежегодно в международных, республиканских, районных конкурсах, где становятся призерами, лауреатами и дипломантами:

В 2019-2020 учебном году учащиеся нашей малокомплектной школы приняли активное участие:

Во 2-ом туре районной предметной олимпиаде, где заняли следующие призовые места:

1.Друца Ирина, 4 класс-3 место по литературному чтению;

2.Пивкина Анна, 8 класс – 2 место по русскому языку и литературе;

3.Рудь Дмитрий, 8 класс – 1 место по молдавскому языку и литературе;

4.Чорба Дмитрий, 9 класс – 2 место по молдавскому языку и литературе;

5.Купный Руслан, 7 класс – 3 место по технологии.


Различные конкурсы, спортивные соревнования:

1.Муниципальный конкурс «Знаешь ли ты французский язык?» - 2,2,3 место;

2.Конкурс рисунков «Город будущего» - 1 место;

3. Муниципальный тур республиканского конкурса рисунков «Мой здоровый образ жизни» - 2 место;

4.Конкурс стихотворений собственного сочинения «Казачество Приднестровья» - 4 благодарственных письма;

5.Республиканский конкурс рисунков «Природы чудный лик» -16 сертификатов;

6.Муниципальный тур республиканского конкурса эссе «Имя Победы» - 1,2,3 место;

7. Республиканский конкурс эссе «Имя Победы» - 1 финалист;

8. Муниципальный тур Республиканского фотоконкурса «Фронтовой портрет в истории моей семьи» - 1 место;

9. Республиканский фотоконкурс «Фронтовой портрет в истории моей семьи» - 1 место;

10. Международный форум «Золотой лист» - 3 сертификата;

11. Городской и районный Фестиваль песни «Песни пою Приднестровью» - 1 дипломант;

12.Соревнования по шашкам – 2-2 место, 3- 3 место;

13. VII Районный отборочный тур в конкурсе рисунков «Мой День Победы» - 2, 3 место и 3 участника;

14. Республиканский конкурс рисунков «Мой здоровый образ жизни» - 2 место.


Финалистами в ИОУ начальных классов стали:

1.Батрынся Елена, 4 класс, секция «Юные биологи: животный мир» - «Крештеря пештилор ын аквариу»;

2.Чиботарь Диана, 3 класс, секция «Моя родословная» - «Происхождение фамилий моих одноклассников»;

3.Кирпий Анна», 2 класс, секция «Юные филологи» - «Че не ынвацэ повештиле популаре».


В 1 половине 2020-2021 учебном году учащиеся школы приняли активное участие:

1.Региональный фотоконкурс «Рыбница – моя гордость»: 12 дипломантов;

2.Муниципальный конкурс эссе «Наука ради мира» - 2 место;

3.Интернет-конкурс изобретений «Эврика!» г. Новосибирск – 3 сертификата;

4.Конкурс очерков «Знай имена своего города» в рамках проекта «Рыбница в именах» - 1 сертификат;

5.Участие в муниципальном туре Республиканского конкурса «Суворов в истории родного края» - 2 почётные грамоты;

6.Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» - 1 и 3 место;

7. Всероссийский конкурс детских рисунков «Новогодний фейерверк» - 1 и 2 место.


Какие факторы способствуют развитию одарённости?

  • создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;

  • совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;

  • обучение детей на высоком уровне сложности;

  • обучение в специальных группах и учреждениях;

  • сложные игры, задания, творческие задачи;

  • всестороннее развитие ребёнка;

  • умственное развитие;

  • индивидуальная работа;

  • умелое руководство развитием ребёнка;


Какие трудности испытывают при организации работы с одарёнными детьми?

  1. недостаток профессиональных навыков;

  2. отсутствие соответствующих условий в школе;

  3. слабая материальна база;

  4. большое или малое количество детей в классе;

  5. нежелание родителей помогать своим детям;



Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений:

  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;

  • организация и проведение занятий с одарёнными детьми;

  • анализ результативности таких занятий;

  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;

  • разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;

  • внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;

  • совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.

Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.

Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.

Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой будут расти

и процветать таланты.

Генрих Нейгауз




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формы и методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы

Автор: Гурзенкова Марина Васильевна

Дата: 13.11.2024

Номер свидетельства: 659454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства