Доклад на школьное МО учителей русского языка и литературы.
Тема: Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский.
Сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
- Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
- Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
- Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
- Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Этому способствует использование:
- Разнообразных форм и методов работы на уроках;
- Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
- Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
- Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам.
Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Система повышения учебной мотивации
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Уроки литературы – должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.
«Лови ошибку»
обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор»
это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
Опрос по цепочке
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Лови ошибку.
Мозговой штурм.
Театрализация.
Резюме.
Создание ситуации успеха.
Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля.
Создание ситуации успеха.
Оценка – не отметка.
Кредит доверия.
Использование жизненного опыта ребенка.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)
Цель этапа- включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Высказывания философов, учёных
- Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои
2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций
3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь
4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше
5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо
Притча, пословица
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.
Китайская пословица
Приём «Удивляй!» (сообщение интересных фактов по теме урока)
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Пример слепого кластера
ФОНЕТИКА
( )
ГЛАСНЫЕ
?
(6)
?
?
?
?
?
?
Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож»
– Подумай, что пропущено в данной схеме?
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
1) ударные 2) …………………..…
1)проверяемые 2)………………..…….. 3) чередующиеся
ударением
1) ……-…… 2) Е - И
1) ....... -……-…… 2) …….- лож
- Вставь пропущенные слова, корни, буквы.
Озвучь данную схему.
- Как ты думаешь, схема полная или неполная?
Приём “Нестандартный вход в урок”
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности.
Разминку можно проводить по-разному:
- Что лишнее?
- Обобщить – приставка, корень, суффикс, окончание – что это?
- Какое слово скрывается? (акофенит - фонетика).
- Распредели слова на группы и так далее
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и задаются вопросы.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали место затруднения ;
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа вообще (причина затруднения).
Кратко содержание этапа можно представить так:
1 . Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Цель: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий : ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д.
№
Действия, которые нужно предпринять
1
Прочитать теоретический материал в учебнике
2
Составить план прочитанного текста
6
Рассказать изученный материал соседу по парте
4
Заполнить слепую таблицу
5
Обсудить с товарищами
3
Выписать ключевые слова
7
Рассказать изученный материал классу
8
Выполнить практические задания по теме
Упражнение «Комплимент»
(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Вывод: учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э.Золя
Сотрудничать, любить и развивать, Детей сужденья мудро принимать, Ориентировать на личность обучение – Сегодня в этом педагога назначение.
Всем Вам желаю творческих побед!
Спасибо за внимание, друзья,
До новых встреч прощаюсь с Вами я!