Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого потенциала на уроках русского языка»
Формирование творческого потенциала на уроках русского языка
«Если ученик не научится в школе ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Л. Н. Толстой.
Основная задача образовательной системы на сегодняшний день – это не только передача суммы знаний по каждому школьному предмету, но и вырабатывание у учащихся важнейших умений и навыков для будущей взрослой жизни. К ним можно отнести такие как способность к самостоятельному исследованию и желание познавать новое, мастерство анализировать и оценивать информацию, умение творчески мыслить и реализовывать свои таланты.Развитие творческих способностей – это одно из тех средств, что способно мотивировать к совершенствованию учащихся не только на протяжении всего процесса обучения, но и после него.
Мы живем и реализуем себя как личности в век научно-технической революции, поэтому во всех своих проявлениях наша жизнь становится не только разнообразнее, но и сложнее. Она требует от нас не шаблонных действий, к которым мы давно привыкли, а подвижности мышления, принятия нестандартных решений, умения быстро реагировать и ориентироваться – то есть творческого подхода в преодолении больших и малых задач.
Человек, обладающий творческим складом ума, более перспективен. Он сможет, например, быстро и спокойно не только сменить профессию, но и увлечься ею по-настоящему, увидеть в ней ту «изюминку, ради которой « и жить стоило, и работать стоило». Следовательно, такой человек будет всегда востребованным, не потеряется в гуще событий и не окажется на «обочине». Качество его жизни будет на порядок выше, чем у другого.
Как мне кажется, именно школа призвана помочь в процессе становления творческой личности. И именно сейчас она должна это делать с большей ответственностью. Огромное значение играет сегодня правильная организация этого процесса. Немаловажная роль в этом отводится именно урокам русского языка, поэтому тема данной работы весьма актуальна. Острота данного вопроса исходит еще из следующих проблем:
Общая культура грамотности учащихся, интерес к предмету, в особенности, к чтению, с каждым годом все более снижается.
В нравственном ориентире многих учеников, к сожалению, материальные ценности чаще всего доминируют над духовными.
Цель моей работы – это возможность поделиться банком идей, педагогических находок из моей практики, призванных помочь формированию творческих способностей на уроках русского языка, повышению интереса учащихся к урокам.
Достижению цели способствовала постановка нескольких задач:
Аккумулирование эффективных практических заданий по теме и их систематизация.
Привлечение внимания коллег к значимости проблемы и важности проведения такой работы на уроках.
Данная статья – это не только результат исследования работ по педагогике. В своей ежедневной трудовой практике я не раз наблюдала, как может совершенствоваться ученик, наученный творчески мыслить, умеющий добывать знания самостоятельно. Поэтому первостепенной задачей учителя является организация учебного процесса в таком русле, чтобы ученику было интересно думать, искать, творчески развиваться.
Самостоятельная работа как важный элемент в процессе формирования творческого потенциала
Основная цель уроков русского языка - это, безусловно, решение учебных задач, в первую очередь связанных с развитием письменных навыков. Однако эти задачи должны решаться, на мой взгляд, только в совокупности с еще одной целью, предполагающей развитие умения правильного пользования языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом учащемся нужно умело развивать способности владеть словом, понимать слово, с разных сторон его видеть. Детям надо как можно чаще давать возможность становиться в позиции автора, высказывать свою точку зрения, раскрывать свое видение и, следовательно, свою личность, выражать свои эмоции и чувства.
Все эти умения действительно прививаются не только на уроках литературы, где, как правило, больше возможностей для этого в связи со спецификой предмета. Уроки русского языка не в меньшей степени призваны научить мышлению, устному и письменному высказыванию, анализу.
Какие же можно использовать на практике приемы и методы, чтобы ребятам учеба приносила радость, чтобы на урок они шли с большим желанием работать, развивая свои творческие способности? Самыми эффективными являются:
Написание сочинений, мини-сочинений, изложений.
Рецензирование своих работ и работ одноклассников.
Лингвистические игры.
Работа с творческими словарями, ребусами, шарадами.
Выполнение творческих домашних заданий.
Основная цель самостоятельной работы учащихся – научиться рассуждению,анализу и обобщению языковых фактов – все выше перечисленные методы способствуют этой реализации.Кроме того, активно практикую на уроках задания типа: «Обоснуй свой ответ», «Объясни почему», использую такие творческие самостоятельные работы, которые могут иногда занимать не более 5 минут урока.
Давно убедилась в том, что работа творческой направленности помогает повысить интерес детей к учению, развивает их умение наблюдать и делать выводы, решать самостоятельно поставленные цели и совершенствовать языковые навыки. Очень важно и то, что такие работы дают возможность проявиться и индивидуальным качествам учащихся и особенностям их языка.
Уроки по развитию речи
Развитию творческого потенциала способствуют главным образом уроки развития речи.Чтобы сделать уроки развития речи живыми, интересными и, главное, развивающими творческий потенциал учеников, широко использую сочинения –миниатюры по картинам, работу с опорными словами, сочинения на определенные заданные темы.
Также хороший результат дают сочинения по пословицам, по аналогии с уже прочитанным, письма друзьям, сочинения по началу или концу. Как только детям становятся задания привычными и легко выполняемыми, аналогичные виды работ предлагаю ребятам в виде домашних заданий. С самого начала внедрения этих упражнений (в 5 классе) степень моего руководства достаточно велика, со временем самостоятельность уч-ся (в 7-9 классах) возрастает и становится абсолютной (в 10-11 классах).
Все мы знаем, что написание хорошего сочинения возможно тогда, когда учащиеся могут анализировать, обобщать, четко, логически правильно и эмоционально строить свою речь. Обязанность учителя – помочь ученику развить эти умения. Какие приемы использую я с этой целью в работе? Например, для того чтобы подготовить уч-ся к сочинению предлагаю:
Создание речевой ситуации (основная цель-создание мотива, пробуждение необходимой эмоциональной подготовки, интереса к работе).
Предварительная подготовка (основная цель-создание базы для последующей работы, организация накопления необходимых знаний и впечатлений).
Осуществление необходимых записей-подсказок (основная цель – формирование цельного образа сочинения).
Существует масса приемов и методов «оживляющих» уроки развития речи, помогающие развивать творческий потенциал учеников:
Ведение «творческого дневника»- пиши о том, что ты сейчас вспомнил. (Предварительно, обучая ведению дневниковых записей, можно познакомить с уже опубликованными литературными дневниками).
Свободное сочинительство – пиши, о чем хочешь. ( Такой вид работы зачастую дает возможность ребенку открыться).
Написание фантазий-картинок. ( Учащиеся описывают картинки, которые в действительности отсутствуют, они их придумывают).
Написание сочинений-повествований по рисункам: «оживи мультфильм», «опиши историю».
Сочинение с продолжением написанного накануне изложения или диктанта.
Сочинение-ассоциация по мотивам недавно написанного диктанта или изложения.
Музыкальное сочинение:
а) Опиши те образы, что возникали в твоем сознании, когда ты слушал музыкальное произведение.
б) Воспроизведи фрагмент из фильма, книги, прочитанной тобой, сопровождением которой могла бы быть музыка, которая прозвучала.
Особое место занимают в моей практике сочинения-описания природы в разное время года. Эти сочинения пользуются особым интересом у моих учеников. На их страницах оживает мир природы, процветают любовь и добро. Предварительная работа для таких сочинений проводится очень часто в виде тренировочных упражнений на разных этапах уроков: например, придумывание эпитетов, синонимов, сравнений к словам.
Особое внимание хочется уделить еще одному виду творческой работы. Учащимся 5 классов я предлагаю писать свои небольшие книжки, и эту идею дети всегда встречают с оптимизмом и воодушевлением. Некоторые ученики продолжают писать свои книжки и в более старшем возрасте. На первых страницах обычно пишутся сказки, далее идут небольшие рассказы или стихи. Благодаря этому виду деятельности с интересом погружаюсь в непосредственный, неповторимый, созданный моими учениками мир. И этот мир всегда прекрасен…
Можно совершенно точно отметить, что дети школьного возраста обладают неповторимой особенностью: чистотой и непосредственностью восприятия. Весьма неординарны и богаты детская фантазия и воображение, природная потребность что-то придумывать и сочинять. Глубоко убеждена ( мне на практике довелось в этом убедиться),что придумывание сказок очень благотворно влияет на развитие творческого потенциала ребенка, задают ему тон. Умение создавать сказки играет немаловажную роль в сближении ребенка с природой, способствует развитию наблюдательности и любознательности, воспитанию добрых чувств, оживлению учебного процесса. Абсолютно был прав В. А. Сухомлинский, когда писал: « Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верна дорога к сердцу ребенка».
Работа, систематически проводимая с целью формирования и развития творческого потенциала учащихся, приносит удивительные плоды. Ребята из года в год все внимательнее относятся к слову, становятся более самостоятельными. У них появляется четкая структура высказываний, обоснованность мыслей. Отмечается умелое оперирование образно-выразительными средствами языка. Уроки развития речи учат детей любить свой родной край и гордиться им, беречь природу, замечать ее красоту.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}