kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование пунктуационной грамотности учащихся через различные виды заданий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье представлен опыт работы над пунктуационной грамотностью учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование пунктуационной грамотности учащихся через различные виды заданий»»

Слайд 1.

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Формирование пунктуационной грамотности учащихся

через различные виды заданий»


Слайд 2 … Они [знаки препинания] существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение и дать фразе
лёгкость и правильное звучание…
К.Г.Паустовский


Слайд 3 Как показывает многолетняя практика, выпускники 9 – х и 11- х классов из года в год совершают практически одинаковые ошибки на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Проблемными остаются задания по пунктуации. Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре – пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах – предложении и тексте. С каждым годом увеличивается процент малочитающих учеников. Как результат - возникают трудности в правильном восприятии и прочтении текста, и его воспроизведении на письме. Нередко приходится сталкиваться и с таким явлением, когда учащиеся, даже зная правила пунктуации, «забывают» ставить знаки препинания, считая, что это не так важно.

Слад 4 Таким образом, проблема пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Под пунктуационной грамотностью, в методике преподавания русского языка, понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - понимать написанное.

Слад 5 Как сформировать пунктуационную грамотность у учащихся, как научить учащихся правильно и умело применять пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.

Я думаю, вы, уважаемые коллеги, согласитесь со мной, что формирование пунктуационной грамотности необходимо начинать еще в начальной школе, а затем продолжать на уровне основного и среднего общего образования. Делать это нужно систематически, не только при изучении синтаксиса, но и других разделов о языке, на всех этапах урока.

Формирование пунктуационной грамотности учащихся должно осуществляться с учетом целей обучения, в соответствии с принципами русской пунктуации (интонационного, смыслового, структурного), при помощи ряда специальных упражнений по пунктуации.

Слайд 6 В процессе формирования у учащихся пунктуационных умений учителями нашей школы применяются различные виды списывания и диктантов.

Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимися отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память. Списывание применяется в двух формах: в неосложненной и в осложненной .

Неосложненное списывание, все мы с вами знаем, состоит в переписывании материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. Кстати сказать, что даже при таком виде списывания некоторые ученики умудряются сделать ошибки.

Осложненное списывание - это переписывание учащимися материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. В дидактическом материале для данного упражнения имеются следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунктуационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) препинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания.


Как сказала уже ранее наша коллега Людмила Павловна, при работе с текстом , который мы предлагаем учащимся для осложненного или неосложненного списывания можно использовать приемы смыслового чтения, на определение темы, основной мысли текста и т.д.

Слайд 7 Чтобы закрепить изученные правила, отработать навыки их применения, развить пунктуационную зоркость учащихся, предупредить возможные ошибки на уроках используются следующие виды диктантов :

Объяснительный диктант. Он заключается в записи диктуемого текста без предварительных комментариев. Учащиеся в момент записи, опираясь на мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляют смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывают место знаков и необходимый знак. После записи текста учащиеся вслух объясняют пунктограммы.

Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого текста. Учащиеся записывают только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.

Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения или текста за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).

Диктуемое упражнение учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются например части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания , т.е. выполняют графический диктант.

В целях предупреждения пунктуационных ошибок проводится зрительная и слуховая подготовка. Первая из них называется зрительным диктантом, а вторая - предупредительным диктантом и комментированием. Для зрительной подготовки используются упражнения , для работы над которыми имеются специальные памятки. Слуховая подготовка в виде предупредительного диктанта проводится после восприятия учащимися предложения. Ее задача состоит в отборе на слух смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения, определения мест знаков препинания и их выбора.

При написании любого из видов пунктуационных диктантов учащиеся выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.

При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов. Учащимся предлагаются следующие задания: дополните данную запись до предложения, составить предложение по схеме, по опорным словам, составление предложений или связного текста по предложенной теме.

Слайд 8 Формированию пунктуационного навыка и развитию логического мышления учащихся способствуют упражнения на сопоставление предложений в пунктуационном и в интонационном плане. При выполнении такого рода заданий учащиеся выясняют условия употребления знаков препинания. При работе с данными упражнениями внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Процесс формирования пунктуационной грамотности предполагает развитие умения воспринимать смысл высказывания с опорой на интонацию.

Слайд 9 Пунктуационная грамотность на 80 % состоит из пунктуационного слуха. Пунктуационный слух – это умение слышать паузы в тех местах предложения, где на письме ставятся знаки препинания. Слово «препинание» - однокоренное с «запинаться»: знак препинания ставится там, где мы как бы запнулись- сделали паузу при чтении, то есть на долю секунды остановились, а потом начали читать снова.

Не случайно интонации уделяется особое внимание , ведь именно интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. Наблюдения над интонацией помогают при изучении обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, уточняющих членов предложения.

Слайд 10 В систему упражнений по пунктуации входят и такие, которые позволяют ученикам увидеть, что неверная постановка знаков препинания может нарушить смысл написанного. Выявление учащимися пунктуационных ошибок, которые приводят к смысловым нарушениям, исправление таких ошибок осуществляется в упражнении «Не нарушай границу».

Слайд 11 На уроках русского языка особую роль в формировании пунктуационной грамотности играет пунктуационный разбор - вид языкового анализа, который состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. Его можно проводить, начиная от знака препинания или с нахождения пунктуационно – смыслового отрезка.

Потенциал пунктуационных упражнений высок, но на одном уроке все их использовать невозможно в связи с недостатком времени (на каждое упражнение в среднем требуется 5 мин.) и в связи с возможной перегрузкой учащихся.

Как показывает опыт, перечисленные пунктуационные упражнения целесообразно вводить комбинировано , в зависимости от характера пунктуационной нормы, этапов ее изучения и подготовленности учащихся. В создаваемые комбинации пунктуационных упражнений целесообразно вводить списывание, диктант и какую-либо творческую работу. При этом условии будут включены в работу все механизмы формирования пунктуационного навыка.


Слайд 12 В большинстве случаев учащиеся в классе обладают различным уровнем знаний, подготовки. Поэтому для них мы разрабатываем для них дифференцированные задания различных уровней сложности.

На слайде представлены дифференцированные задания, применяемые на уроках при изучении темы «Бессоюзные сложные предложения».

Слайд 13 На следующем слайде представлены дифференцированные задания к графическому диктанту по теме «Виды сложных предложений». Опять таки основываясь на практике применения данных дифференцированных заданий хочу отметить, что использование их на уроке, во многом позволяет раскрыть индивидуальный потенциал ребенка, обрести учащимся уверенность в своих силах. Но хочу сразу отметить, что при всех положительных сторонах применения на уроках подобного рода заданий, у меня как учителя возникают различного рода трудности: это конечно же большая подготовительная работа, переработка содержания учебного материала, дидактическое обеспечение урока, ну и ребят тоже необходимо подготовить к такой форме работы. Так что при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение и настойчивость.



На уроках развития речи также закрепляются пунктуационные навыки. Для изложения подбираются тексты, насыщенные изученными грамматическими конструкциями и связанными с ними знаками препинания. Этот вид работы даёт возможность потренировать учащихся в применении пунктуационных правил в процессе записи цельного текста, что максимально приближает к естественным условиям письма.

Значимой для формирования устойчивых пунктуационных навыков является организация проверки уровня усвоения пунктуационных правил: самостоятельные работы, проверочные работы, тесты, контрольные диктанты.


Слайд 14 Учет пунктуационных ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете должны принимать участие и учитель, и ученики. Я как учитель регистрирую общеклассные ошибки – частотные и типичные, а учащиеся – свои индивидуальные погрешности. Изучение ошибок помогает мне - учителю - выяснить причины их возникновения, что создает возможность для выбора рациональных методов обучения.

Работа над ошибками тоже играет очень важную роль в формировании пунктуационных умений и навыков.

В 5 классе после первой контрольной работы каждый ученик получает «Индивидуальную карту ошибок». Как сделать работу над ошибками с помощью этой карты?

Внимательно прочитав порядок работы, ученик делает анализ ошибок в такой последовательности.

1.Проанализировать пунктуационные ошибки (они на полях обозначены галочкой). Простым карандашом обозначить ошибки : ОЧП, О, СП и т.д. Условные обозначения даются учащимся в приложении к карте.

2. Записать предложение в графу № 1, поставить знаки препинания правильно, место с ошибками подчеркнуть.

3. В графе № 2 «Правило» графически или словами объяснить пунктуационное правило.

4. В графе № 3 «Примеры» записать предложение такой же структуры.

Если есть однотипные ошибки, необходимо сгруппировать их.

Такую работу учителя нашей школы проводят и при анализе орфографических ошибок.

Кроме традиционной работы над ошибками после диктанта, сочинения можно провести и такой анализ ошибок. В проверенной самостоятельной работе ошибки я не исправляю , но указываю их количество. Учащиеся, повторив пунктограммы, должны проверить свою работу и постараться исправить ошибки. Если ученику не удаётся справиться с проверкой своей работы, то я разбираю вместе с ним все задания или назначаю учеников -консультантов, которые должны выслушать объяснение своего одноклассника и выявить причины возникновения ошибок. Затем ученик получает ещё одно задание. Оценку выставляю за повторно выполненное упражнение. У учеников появляется стимул найти и исправить свои ошибки, быть внимательными к постановке знаков препинания.

Слайд 15

Таким образом, добиться «пунктуационной» грамотности можно в том случае, если показать роль знаков препинания в передаче смысла высказывания, научить учащихся видеть внутреннюю структуру предложения.

Каждый учитель должен систематически работать над формированием пунктуационной грамотности учащихся. И если учитель работает в системе, начиная с 5 класса, то тогда результаты этой плодотворной работы мы увидим на государственной итоговой аттестации в отсутствии или минимальном количестве пунктуационных ошибок.

Слайд 16


Таким образом, основными условиями формирования пунктуационной грамотности являются:

1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного осознанного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);

2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;

3. систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок

Слайд 17



А в заключении хочу сказать, что умело и свободно пользоваться знаками препинания учащиеся смогут лишь тогда, когда не только овладеют определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации - её значение, принципы, функции отдельных знаков препинания.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Формирование пунктуационной грамотности учащихся через различные виды заданий»

Автор: Евстигнеева Ольга Ивановна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства