Формирование и оценка коммуникативной компетентности у обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка
План:
Актуальность
Упражнения в период обучения грамоте
Анализ упражнений , представленных в учебнике «К тайнам русского языка»
Заключение
Что понимают под коммуникативной компетентностью?
(слайд 2) Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию.
(слайд 3) Коммуникативная компетентность включает в себя:
- языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
- речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);
- учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);
- социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
- этикетный и общекультурный компонент.
Т. о. речевое развитие является лишь частью коммуникативной компетентности, что не снижает её значимости в процессе обучения.
Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. При переходе на ФГОС второго поколения эта проблема получила отражение в требованиях к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. (Слайд 4) В современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.
Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Наверняка, вы сами можете привести массу примеров, когда человек, хорошо владеющий речью, более востребован и успешен.
(слайд 5) « Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.» Дэниэл Уэбстер
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению.
Поэтому желание систематически работать над коммуникативной компетентностью детей возникло у меня давно. В 2006 году ученики нашего Лицея принимали участие в Научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь» в городе Москва. Послушав выступления, неизгладимое впечатление на меня произвела речь московских детей. Она была насыщена сложно-конструктивными предложениями и речевыми оборотами. Именно тогда зародилось желание дать возможность моим ученикам совершенствовать свою речь.
Свою работу по развитию речи я начинаю задолго до начала обучения, а именно в тот момент, когда впервые индивидуально знакомлюсь со своими будущими учениками. Во время такой беседы я провожу экспресс - диагностику для выявления уровня развития речи каждого ребёнка, которая разработана Доктором психологических наук Фотековой Татьяной Анатольевной. (слайд 6, 7) Т.к. собеседование проходит в присутствии родителей, то для многих из них становится открытием, что речь ребенка находится на достаточно низком уровне развития. А это в свою очередь стимулирует интерес родителей к рекомендациям учителя и их применению.
Большим помощником в работе по развитию речи для нас является УМК «Гармония». Авторами Букваря и учебника «К тайнам нашего языка» (русский язык) Соловейчик Мариной Сергеевной и Кузьменко Надеждой Сергеевной разработана система упражнений, отличающаяся коммуникативной направленностью. Избирая такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется коммуникативным мотивом. (слайд 8)Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Одна из особенностей учебника – обучение созданию не сочинений вообще, а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.(слайд 9) Дети учатся созданию текстов конкретных жанров. Среди других авторских методических решений, обеспечивающих коммуникативную (речевую) направленность курса, можно выделить несколько: • внимание, начиная с букваря, к главным качествам хорошей речи («быть понятной для собеседника и вежливой по отношению к нему»), проведение этой мысли через многие разделы курса; • особое построение языковых разделов: от речи – к языку и снова к речи; • постоянные наблюдения за особенностями использования языковых средств в зависимости от ситуации общения и характера текста; • системные задания на создание монологических высказываний различной направленности, в том числе на проговаривание для одноклассников последовательности выполняемых действий, на передачу информации, представленной в схематичной форме, и т. д.; • регулярные обращения к вопросам культуры речи, в том числе её правильности и точности; • стилевой подход к обучению связным высказываниям; • общение авторов с ребёнком через письменный текст; • систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; • организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
(слайд 10) Можно выделить три основных линии в работе по формированию коммуникативной компетентности:
обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;
предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);
формирование навыков связной речи (устной и письменной).
Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.
(слайд 11) При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при работе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения
(слайд 12) Ещё один интересный приём – это объединение слов по общему признаку. Этот приём позволяет запоминать сразу несколько слов.(Что общего в написании слов: рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай? – во всех есть непроверяемая б/у гласная а. объедините эти слова в сюжет: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем в трамвае и напеваем песенку:
Трам-тара-ра,
Трам-тара-ра,
Везде мы пишем букву а»
Важную роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
На слайде (Слайд 13) вы видите лишь некоторые виды работ над предложением:
только полные ответы на вопросы;
постановка учащимися вопросов к предложению;
распространение предложения по вопросам и без вопросов;
составление предложений на ту или иную тему;
составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
восстановление деформированного предложения, текста.
Наиболее сложным для детей является составление творческого рассказа. Однако навык творческого рассказывания крайне важен для детей. На нём строятся ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание изложений и сочинений. В процессе составления творческих рассказов совершенствуется воображение, что позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает мир
На слайде (Слайд 14) вы видите 10 видов творческого рассказывания, расположенные в порядке возрастания сложности:
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта.
Составление рассказа с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта.
Составление рассказа с добавлением действующего лица.
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление рассказа со сменой времени действия.
(Слайд 15) В процессе работы над развитием коммуникативной компетенции важно оценивать уровень сформированности речевых навыков. Такая оценка включает в себя 3 этапа:
предварительная диагностика индивидуального уровня каждого ученика;
промежуточная оценка прогрессивности развития речи;
итоговая оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции выпускника первой ступени.
(Слайд 16) Предварительная диагностика состоит из индивидуальной экспресс-диагностики, о которой говорилось выше, и оценка родителями коммуникативных способностей учеников в виде «опросника» (Слайд 17-18).
(Слайд 19)Для промежуточной оценки используются методы наблюдения, тестирования, изучения результатов деятельности учащихся, моделирования коммуникативных ситуаций.
(Слайд 20)Для итоговой оценки главным критерием является внешняя оценка, выполнения всероссийских проверочных работ. Выпускник первой ступени должен уметь составить письменное высказывание на основе прочитанного текста, где проверяется практическое владение русским языком, его словарем, грамматическим строем и соблюдением языковых норм
Подводя итог своему выступлению, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.
Литература (слайд 21-22)
7