kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья - выступление на тему "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка". (1-4 класс)
Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. При переходе на ФГОС второго поколения эта проблема получила отражение в требованиях к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. В современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«2017 Выступление»

Формирование и оценка коммуникативной компетентности у обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка

План:

    1. Актуальность

    2. Упражнения в период обучения грамоте

    3. Анализ упражнений , представленных в учебнике «К тайнам русского языка»

    4. Заключение



Что понимают под коммуникативной компетентностью?

(слайд 2) Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию.

(слайд 3) Коммуникативная компетентность включает в себя: 
- языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
- речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт); 
- учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией); 
- социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
- этикетный и общекультурный компонент.

Т. о. речевое развитие является лишь частью коммуникативной компетентности, что не снижает её значимости в процессе обучения.

  1. Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. При переходе на ФГОС второго поколения эта проблема получила отражение в требованиях к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. (Слайд 4) В современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.

Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Наверняка, вы сами можете привести массу примеров, когда человек, хорошо владеющий речью, более востребован и успешен.

(слайд 5) « Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.» Дэниэл Уэбстер

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению.

Поэтому желание систематически работать над коммуникативной компетентностью детей возникло у меня давно. В 2006 году ученики нашего Лицея принимали участие в Научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь» в городе Москва. Послушав выступления, неизгладимое впечатление на меня произвела речь московских детей. Она была насыщена сложно-конструктивными предложениями и речевыми оборотами. Именно тогда зародилось желание дать возможность моим ученикам совершенствовать свою речь.



  1. Свою работу по развитию речи я начинаю задолго до начала обучения, а именно в тот момент, когда впервые индивидуально знакомлюсь со своими будущими учениками. Во время такой беседы я провожу экспресс - диагностику для выявления уровня развития речи каждого ребёнка, которая разработана Доктором психологических наук Фотековой Татьяной Анатольевной. (слайд 6, 7) Т.к. собеседование проходит в присутствии родителей, то для многих из них становится открытием, что речь ребенка находится на достаточно низком уровне развития. А это в свою очередь стимулирует интерес родителей к рекомендациям учителя и их применению.

Большим помощником в работе по развитию речи для нас является УМК «Гармония». Авторами Букваря и учебника «К тайнам нашего языка» (русский язык) Соловейчик Мариной Сергеевной и Кузьменко Надеждой Сергеевной разработана система упражнений, отличающаяся коммуникативной направленностью. Избирая такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется коммуникативным мотивом. (слайд 8)Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Одна из особенностей учебника – обучение созданию не сочинений вообще, а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.(слайд 9) Дети учатся созданию текстов конкретных жанров. Среди других авторских методических решений, обеспечивающих коммуникативную (речевую) направленность курса, можно выделить несколько: • внимание, начиная с букваря, к главным качествам хорошей речи («быть понятной для собеседника и вежливой по отношению к нему»), проведение этой мысли через многие разделы курса; • особое построение языковых разделов: от речи – к языку и снова к речи; • постоянные наблюдения за особенностями использования языковых средств в зависимости от ситуации общения и характера текста; • системные задания на создание монологических высказываний различной направленности, в том числе на проговаривание для одноклассников последовательности выполняемых действий, на передачу информации, представленной в схематичной форме, и т. д.; • регулярные обращения к вопросам культуры речи, в том числе её правильности и точности; • стилевой подход к обучению связным высказываниям; • общение авторов с ребёнком через письменный текст; • систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; • организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

(слайд 10) Можно выделить три основных линии в работе по формированию коммуникативной компетентности:

  • обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;

  • предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);

  • формирование навыков связной речи (устной и письменной).

Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.

(слайд 11) При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при работе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения

(слайд 12) Ещё один интересный приём – это объединение слов по общему признаку. Этот приём позволяет запоминать сразу несколько слов.(Что общего в написании слов: рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай? – во всех есть непроверяемая б/у гласная а. объедините эти слова в сюжет: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем в трамвае и напеваем песенку:

Трам-тара-ра,

Трам-тара-ра,

Везде мы пишем букву а»

Важную роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

На слайде (Слайд 13) вы видите лишь некоторые виды работ над предложением:

  1. только полные ответы на вопросы;

  2. постановка учащимися вопросов к предложению;

  3. распространение предложения по вопросам и без вопросов;

  4. составление предложений на ту или иную тему;

  5. составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;

  6. составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;

  7. соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;

  8. переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;

  9. восстановление деформированного предложения, текста.

Наиболее сложным для детей является составление творческого рассказа. Однако навык творческого рассказывания крайне важен для детей. На нём строятся ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание изложений и сочинений. В процессе составления творческих рассказов совершенствуется воображение, что позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает мир

На слайде (Слайд 14) вы видите 10 видов творческого рассказывания, расположенные в порядке возрастания сложности:

  • Составление рассказа с добавлением последующих событий.

  • Составление рассказа с заменой объекта.

  • Составление рассказа с заменой действующего лица.

  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

  • Составление рассказа с добавлением объекта.

  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.

  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

  • Составление рассказа с изменением результата действия.

  • Составление рассказа со сменой времени действия.



(Слайд 15) В процессе работы над развитием коммуникативной компетенции важно оценивать уровень сформированности речевых навыков. Такая оценка включает в себя 3 этапа:

  • предварительная диагностика индивидуального уровня каждого ученика;

  • промежуточная оценка прогрессивности развития речи;

  • итоговая оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции выпускника первой ступени.

(Слайд 16) Предварительная диагностика состоит из индивидуальной экспресс-диагностики, о которой говорилось выше, и оценка родителями коммуникативных способностей учеников в виде «опросника» (Слайд 17-18).

(Слайд 19)Для промежуточной оценки используются методы наблюдения, тестирования, изучения результатов деятельности учащихся, моделирования коммуникативных ситуаций.

(Слайд 20)Для итоговой оценки главным критерием является внешняя оценка, выполнения всероссийских проверочных работ. Выпускник первой ступени должен уметь составить письменное высказывание на основе прочитанного текста, где проверяется практическое владение русским языком, его словарем, грамматическим строем и соблюдением языковых норм

Подводя итог своему выступлению, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

Литература (слайд 21-22)

7

Просмотр содержимого документа
«2018 Приложение к статье»

Приложение

к статье

«Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка»

Лущиковой Ирины Александровны,
учитель начальных классов КОГОАУ «Лицей естественных наук»



Приложение к статье
«Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка»


  1. Экспресс-анализ уровня речевого развития

  1. Фонетика, фонематическое восприятие:
    «Горка – корка»

  2. Слова сложной слоговой структуры:
    «Регулировщик», «Кораблекрушение»

  3. Грамматический строй:
    «1 ухо, 2 уха, 5 ушей», «сестра – сёстры»,
    «шишка ели – еловая»

  4. Значение слов:
    «Барабан»

  5. Построить предложение из данных слов:
    «Сидеть, синичка, на, ветка»

  6. Найти ошибку:
    «Чашка упала, потому что появилась трещина.»

  7. Продолжить предложение:
    «Маша не надела красивое платье, хотя …»

  8. Составить рассказ по серии картинок.


  1. Словарная работа: объединение словарных слов по общему признаку написания

  • Правописание словарных слов с безударной гласной «А»:


  1. Виды работ с предложением:

    • Только полные ответы.

    • Постановка учащимся вопросов к предложению.

    • Распространение предложения по вопросам и без вопросов.

    • Составление предложения на ту или иную тему.

    • Составление предложений по картинке или прочитанному тексту.

    • Составление словосочетаний по картинке, по прочитанному тексту.

    • Составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения.

    • Соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное.

    • Переработка данных предложений с заменой слов другими, заменой одних грамматических форм другими.

    • Восстановление деформированного предложения, текста.


  1. Виды работа с текстом:

  • Составление рассказа с добавление последующих событий.

  • Составление рассказа с заменой объекта.

  • Составление рассказа с заменой действующего лица.

  • Составление рассказа с добавление предшествующих событий.

  • Составление рассказа с добавление предшествующих и последующих событий.

  • Составление рассказа с добавлением объекта.

  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.

  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

  • Составление рассказа с изменение результата действия.

  • Составление рассказа со времени действия.


2

Просмотр содержимого документа
«2018 Статья»

Лущикова Ирина Александровна
учитель начальных классов
КОГОАУ «Лицей естественных наук»


СТАТЬЯ

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка


Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. При переходе на ФГОС второго поколения эта проблема получила отражение в требованиях к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. В современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.

Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Наверняка, вы сами можете привести массу примеров, когда человек, хорошо владеющий речью, более востребован и успешен.

« Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.» Дэниэл Уэбстер

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению.

Поэтому желание систематически работать над коммуникативной компетентностью детей возникло у меня давно. В 2006 году ученики нашего Лицея принимали участие в Научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь» в городе Москва. Послушав выступления, неизгладимое впечатление на меня произвела речь московских детей. Она была насыщена сложно-конструктивными предложениями и речевыми оборотами. Именно тогда зародилось желание дать возможность моим ученикам совершенствовать свою речь.

Свою работу по развитию речи я начинаю задолго до начала обучения, а именно в тот момент, когда впервые индивидуально знакомлюсь со своими будущими учениками. Во время такой беседы я провожу экспресс - диагностику для выявления уровня развития речи каждого ребёнка: уровень развития фонематического восприятия; способность повторить слова сложной слоговой структуры; объем словарного запаса; умение составлять предложения, в том числе со сложной структурой, и рассказы по картинкам. Т.к. собеседование проходит в присутствии родителей, то для многих из них становится открытием, что речь ребенка находится на достаточно низком уровне развития. А это в свою очередь стимулирует интерес родителей к рекомендациям учителя и их применению.

Большим помощником в работе по развитию речи для нас является УМК «Гармония». Авторами Букваря и учебника «К тайнам нашего языка» (русский язык) Соловейчик Мариной Сергеевной и Кузьменко Надеждой Сергеевной разработана система упражнений, отличающаяся коммуникативной направленностью. Избирая такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Одна из особенностей учебника – обучение созданию не сочинений вообще, а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

Можно выделить три основных линии в работе по формированию коммуникативной компетентности:

  • обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;

  • предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);

  • формирование навыков связной речи (устной и письменной).

Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.

При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения

Ещё один интересный приём – это объединение слов по общему признаку. Этот приём позволяет запоминать сразу несколько слов.(Что общего в написании слов: рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай? – во всех есть непроверяемая б/у гласная а. объедините эти слова в сюжет: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем в трамвае и напеваем песенку: Трам-тара-ра, Трам-тара-ра, Везде мы пишем букву а»

Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

При работе с предложениями мной использую следующие виды упражнений:

  • только полные ответы на вопросы;

  • постановка учащимися вопросов к предложению;

  • распространение предложения по вопросам и без вопросов;

  • составление предложений на ту или иную тему;

  • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;

  • составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;

  • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;

  • переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;

  • восстановление деформированного предложения, текста.

Наиболее сложным для детей является составление творческого рассказа. Однако навык творческого рассказывания крайне важен для детей. На нём строятся ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание изложений и сочинений. В процессе составления творческих рассказов совершенствуется воображение, что позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребёнка. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает мир

Подводя итог, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

Литература: Лайло В.В. « Развитие памяти и повышение грамотности», «Повышение грамотности и развитие мышления»; М.: Дрофа, 2001.

Мельникова И.И. «Развитие речи. Дети 7-10 лет»; Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»; М.: Айрис-пресс, 2006.

Шукейло В.А. «Русский язык: Работа с текстом.» СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

Яворская О.Н. «Занимательные задания логопеда для школьников»; СПб.: КАРО, 2010.

5

Просмотр содержимого презентации
«2017 Формирование коммуникативной компетентности»

«Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка» Лущикова Ирина Александровна  учитель начальных классов  КОГОАУ «Лицей естественных наук»   г. Киров  2017 г

«Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через систему упражнений на уроках русского языка»

Лущикова Ирина Александровна учитель начальных классов КОГОАУ «Лицей естественных наук»

г. Киров 2017 г

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность

  • Умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике.
  • Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию.
Коммуникативная компетентность включает:

Коммуникативная компетентность включает:

  • языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
  • речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт); 
  • учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией); 
  • социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
  • этикетный и общекультурный компонент .
« Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.»          Дэниэл Уэбстер

« Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.» Дэниэл Уэбстер

Экспресс-анализ уровня речевого развития

Экспресс-анализ уровня речевого развития

  • Фонетика, фонематическое восприятие: «Горка – корка»
  • Слова сложной слоговой структуры: «Регулировщик», «Кораблекрушение»
  • Грамматический строй: «1 ухо, 2 уха, 5 ушей», «сестра – сёстры», «шишка ели – еловая»
  • Значение слов: «Барабан»
Экспресс-анализ уровня речевого развития

Экспресс-анализ уровня речевого развития

  • Построить предложение из данных слов: «Сидеть, синичка, на, ветка»
  • Найти ошибку: «Чашка упала, потому что появилась трещина.»
  • Продолжить предложение: «Маша не надела красивое платье, хотя …»
  • Составить рассказ по серии картинок.
Виды упражнений

Виды упражнений

Виды упражнений

Виды упражнений

Словарная работа:  ассоциативное восприятие

Словарная работа: ассоциативное восприятие

Словарная работа: объединение словарных слов по общему признаку написания

Словарная работа: объединение словарных слов по общему признаку написания

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением объекта.
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  • Составление рассказа со сменой времени действия.
Оценка уровня коммуникативной компетенции Источник: Сиразетдинова С. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [ Эелектронный ресурс ] // Учительский портал, - 2013 г. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3297

Оценка уровня коммуникативной компетенции

Источник: Сиразетдинова С. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [ Эелектронный ресурс ] // Учительский портал, - 2013 г. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3297

Предварительная диагностика индивидуального уровня каждого ученика

Предварительная диагностика индивидуального уровня каждого ученика

Опросник:  Родителям нужно согласиться или не согласиться с утверждением Мой сын (дочь) постоянно прерывает меня во время беседы. Мой сын (дочь) никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня. Мой сын (дочь) постоянно суетится, игрушки занимают его больше чем мои слова. Мой сын (дочь) переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. Мой сын (дочь), не дослушав до конца перебивает меня, лишь затем что бы согласиться. Источник:  Методика развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения [ Эелектронный ресурс ] // Студенческая библиотека онлайн [Studbooks.net] . URL: http://studbooks.net/1271829/pedagogika/metodika_razvitiya_kommunikativnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov_protsesse_obucheniya

Опросник: Родителям нужно согласиться или не согласиться с утверждением

  • Мой сын (дочь) постоянно прерывает меня во время беседы.
  • Мой сын (дочь) никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня.
  • Мой сын (дочь) постоянно суетится, игрушки занимают его больше чем мои слова.
  • Мой сын (дочь) переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  • Мой сын (дочь), не дослушав до конца перебивает меня, лишь затем что бы согласиться.

Источник: Методика развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения

[ Эелектронный ресурс ] // Студенческая библиотека онлайн [Studbooks.net] . URL: http://studbooks.net/1271829/pedagogika/metodika_razvitiya_kommunikativnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov_protsesse_obucheniya

Опросник:  Родителям нужно согласиться или не согласиться с утверждением Мой сын (дочь) всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая. Мой сын (дочь), выслушав меня, задает интересующие его вопросы. Мой сын (дочь), когда я предлагаю что-нибудь новое, всегда возражает. Мой сын (дочь), если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно. Мой сын (дочь) вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы. Источник:  Методика развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения [ Эелектронный ресурс ] // Студенческая библиотека онлайн [Studbooks.net] . URL: http://studbooks.net/1271829/pedagogika/metodika_razvitiya_kommunikativnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov_protsesse_obucheniya

Опросник: Родителям нужно согласиться или не согласиться с утверждением

  • Мой сын (дочь) всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
  • Мой сын (дочь), выслушав меня, задает интересующие его вопросы.
  • Мой сын (дочь), когда я предлагаю что-нибудь новое, всегда возражает.
  • Мой сын (дочь), если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно.
  • Мой сын (дочь) вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы.

Источник: Методика развития коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе обучения

[ Эелектронный ресурс ] // Студенческая библиотека онлайн [Studbooks.net] . URL: http://studbooks.net/1271829/pedagogika/metodika_razvitiya_kommunikativnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov_protsesse_obucheniya

Промежуточная оценка прогрессивности развития речи

Промежуточная оценка прогрессивности развития речи

Итоговая оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции выпускника первой ступени

Итоговая оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции выпускника первой ступени

Литература

Литература

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лущикова Ирина Александровна

Дата: 13.10.2018

Номер свидетельства: 480525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Мотивация учащихся с низкими учебными  возможностями при подготовке к ОГЭ  по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(105) "motivatsiia-uchashchikhsia-s-nizkimi-uchiebnymi-vozmozhnostiami-pri-podghotovkie-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "241952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445350326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства