Просмотр содержимого документа
«"Фонетические зарядки".»
Фонетическая зарядка
Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги. При обучении грамоте учимся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления необходимо использовать задания, которые детям интересны.
Игра “Переселение зверей”.
(Учитель рассказывает содержание игры.)
Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д.
Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.
Игра “Переезд”.
Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка).
Игра “Новоселье”.
Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.
Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога. Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.
Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба, в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.
Игра “В лес по ягоды и грибы”.
Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Называю по два слова, а дети выбирают нужное).
Клюква или брусника? Малина или земляника? Черника или костяника?
Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка).
Игра “В зоопарке”.
Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога.
(Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).
Слон или бегемот?Косуля или медведь? Волк или лисица?Мартышка или тигр? Лев или носорог? Крокодил или росомаха?
Задания.
1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит.
2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос.
3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук.
Начиная со второго класса, на уроках русского языка можно проводить фонетическую зарядку. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные: Слон или бегемот? Тигр или волк? Барсук или крокодил? Носорог или медведь? Панда или обезьяна? Зебра или норка?
Фонетическая зарядка чаще всего проводится в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Дается 3-4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяется не только знание фонетики, но и развивается любознательность.
Примеры таких вопросов.
1. Чем питается животное большая панда?
а) бамбук, б) пальма, в) лиана?
Подсказка: 2 слога, 4 согласных.
2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады?
а) лиса, б) медведь, в) заяц?
Подсказка: в слове все согласные мягкие.
3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым?
а) Балхаш, б) Байкал?
Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные.
4. Какая страна первая обрела флаг?
а) Япония, б) Дания, в) Россия?
Подсказка: в отгадке 6 звуков.
5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками?
а) Индия, б) Греция, в) Египет?
Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог.
6. Какое из данных животных обитает только в Австралии?
а) бегемот, б) леопард, в) утконос?
Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые.
7. Назовите самую высокую гору в Европе.
а) Монблан, б) Эльбрус?
Подсказка: в названии 7 букв, 6 звуков.
8. Самая большая река в мире.
а) Енисей, б) Нил, в) Амазонка, г) Лена.
Подсказка: все согласные сонорные.
9. У какой птицы самые широкие крылья?
а) альбатрос, б) гриф?
Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука.
10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?
а) Ватикан, б) Сингапур, в) Люксембург.
Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая.
11. Кто изобрел носовые платки?
а) французы, б) немцы, в) англичане.
Подсказка: в слове 2слога.
12. В какой стране самый большой стадион?
а) Англия, б) Россия, в) Испания.
Подсказка: в названии страны 4слога.
13. Самая большая планета нашей Галактики.
а) Сатурн, б) Юпитер в) Уран.
Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука.
14. Самый густонаселенный город в мире.
а) Токио, б) Дели, в) Пекин.
Подсказка: В ответе все согласные глухие.
15. Какая птица спит в воздухе?
а) орел, б) кукушка, в) стриж.
Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная.
Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”.
1.Лист какого дерева изображен на флаге Канады?
а) тополь, б) клен, в) дуб, г) рябина.
Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий.
2. Самая большая страна в Северной Америке.
а) Мексика, б) США, в) Канада.
Подсказка: Все гласные а.
3. Самая большая страна Южной Америки.
а) Аргентина, б) Бразилия, в) Венесуэла.
Подсказка: в слове все согласные звонкие.
4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле.
а) Боливия, б) Чили, в) Уругвай.
Подсказка: 2 слога.
Для домашнего задания составляются более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно.
Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
в слове 2 слога, 7 букв, 6звуков (морковь),
в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
в слове 1слог, все согласные звуки твердые,
в слове 4 слога (помидоры)
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Карточка № 2. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (яблоки). 2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).
Карточка № 3. 1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.
2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды. Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.