Просмотр содержимого документа
«Электронные тетради c домашними заданиями»
12-й Международный форум образовательных технологий "Дополняя реальность"
Казыгулова Айман Тлепбаевна
Лауреат X Международного Пушкинского конкурса, учитель школы-лицея № 266 Кызылординской области РК.
Электронные тетради с домашними заданиями
XXI век – век глобальной компьютеризации. Новые современные компьютерные технологии внедряются в образовательный процесс.
Дистанционное обучение дает широкие возможности для получения знаний. Никто не задумывается над вопросом «Что такое дистанционное обучение?». Вопрос состоит в том, как умело использовать дистанционное обучение; есть ли возможность его использования в школе?
Сейчас многие из нас наибольшее внимание уделяют уроку. А что происходит за рамками 45 минут? Выполняют ли ученики домашнее задание? Согласитесь, нынешних детей XXI века, которые больше времени сидят перед компьютером, заставить выполнить домашнее задание (как это было раньше) очень трудно. Нужно искать реальные пути решения этой серьёзной проблемы. Нужно не заставлять ребенка, а заинтересовать их.
Опыт работы показывает, что использование новых технологий намного повышает эффективность деятельности как учителей, так и учащихся. Современный ученик, скорее всего, включить компьютер, чем откроет портфель. В практике мы используем тетради, которые отправляются учащимся через электронную почту. Этот процесс схематично можно представить замкнутым кругом.
Мотивация имеет огромное влияние на качество образования. Ученика не мотивирует выполнение обычных домашних заданий. Компьютерная технология обладает притягивающим, мотивирующим действием, поэтому ученики, обладая мотивационным потенциалом, с интересом и с успехом выполняют высланные домашние задания.
Чем отличаются электронные тетради от обычных рабочих тетрадей? Электронные тетради
содержат задания, которые охватывают определенный изучаемый раздел;
при выполнении этих заданий учащийся не думает о сжатых сроках;
учитель дает возможность выполнить задания в определенное время, за которое ученик сможет справиться с домашней работой;
упражнения в электронных тетрадях разных видов: грамматические, творческие, логические и т.д.;
письмо – тетрадь позволяет ученику осознать серьезность дела, учащийся меняется психологически, чувствует себя важной личностью.
Цель методики использования электронных тетрадей – сформировать модель современного ученика, регулярно и с интересом выполняющего домашнее задание и эффективно использующего новые компьютерные технологии.
Задача этой методики – создать для учащихся такие условия, при которых выполнение домашнего задания должно быть увлекательной и творческой работой, открывающей новые перспективы в учебной деятельности, определяющей направление в будущей научно - исследовательской работе.
В нашей практике существует два вида электронных тетрадей:
1) грамматический:
2) тематический
Грамматические тетради связаны с изучением определенного раздела русского языка и содержат различные виды заданий для закрепления пройденных тем. Например, при изучении главы «Односоставные предложения» мы предлагаем ученикам тетрадь с заданиями для закрепления следующих тем: «Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно - личные предложения. Обобщенно – личные предложения. Безличные предложения».
Тематические тетради связаны с определенной темой и содержат творческие задания на одну лексическую тему, но при выполнении этих заданий повторяются разные правила русского языка. Например, при изучении лексической темы «Бизнес» повторяется правописание числительных, склонение существительных. После выполнения ученики отправляют домашние задания по электронной почте учителю. Любые задания, выполняемые учащимися, нуждаются в повседневном контроле, учете и оценке. Но учет и проверка хороши не сами но себе, а лишь тогда, когда их данные используют для анализа и контроля .учитель для проверки использует 10-балльную систему и составляет мониторинг. Этот мониторинг дает возможность учителю понять в какой главе, охватывающей определенные темы, у учащихся пробел. Мониторинг в нашем понимании – это систематическое наблюдение за процессом выполнения домашних заданий.
Группа №1
Грамматические темы
Лексические темы
Ф.И.О
Однород.
чл.пред.
Односост.
пред.
Обособлен.
чл.пред
«Бизнес»
«Здоровый
образ жизни»
«Театр»
1
Айгерим.А.
10
10
9
10
10
9
2
Мольдир.М.
9
10
8
10
10
8
3
Лира К.
8
9
7
9
9
8
4
Нурислам А.
10
10
9
10
10
8
5
БекарысТ.
10
10
9
10
10
8
Если подойти критически к нашему методу выполнения домашнего задания, то надо сказать, что как любой экспериментальный метод, эта методика содержит свои плюсы и минусы:
+ -
1)глобальная компьютеризация; 1) нет контроля над каллиграфией;
2) усовершенствование компьютерных навыков; 2) гиподинамика;
3) широкий выбор домашних заданий; 3) ограниченное количество типовых
однообразных упражнений по учебнику;
4) возможность перехода к дистанционному 4)нет возможности получить знания при
обучению при уважительных причинах пропусках занятий в школе по
отсутствия учеников в школе; уважительным причинам;
5) учет интересов, взглядов, 5)общий подход;
мировоззрений учащихся;
6) при выполнении домашних заданий
использование интернет – ресурсов;
При использовании электронных тетрадей учащиеся приобретают лингвистические, коммуникативные компетенции, а также овладевают конкретными навыками; т.е,
- работают самостоятельно без принуждения;
- перерабатывают информацию;
- владеют основными приемами логического анализа;
- углубляют полученные знания;
- занимаются целенаправленно и систематически.
При составлении электронных тетрадей необходимо учитывать следующий порядок:
1.Вводная часть (в этой части учитель дает советы, рекомендации, пожелания)
2. I раздел с упражнениями легкого уровня ( также этот раздел содержит грамматические комментарии)
3. II раздел с заданиями среднего уровня
4.IIIраздел с творческими заданиями сложного уровня
5.Заключительная часть «Мои результаты» (в этой части учитель выставляет баллы; ученики могут написать свои отзывы, мнения)
6.Словарь основных терминов
Если тетрадь тематическая, то можно после вводной части включить анкетные вопросы, связанные с темой. Следует отметить, что при составлении электронных тетрадей с домашними заданиями обязательно надо придерживаться принципа «от простого к сложному». Ученики, систематически работающие по электронным тетрадям и выполняющие грамматические задания, логические задачи, творческие задания, хорошо подготовлены к научно – исследовательской работе.
Резюмируя эффекты применения электронных тетрадей с домашними заданиями, надо отметить, какие результаты мы вправе ожидать от их применений в образовательном процессе:
- целеустремленность (цели обучения становятся целями обучающихся; учитель помогает найти реальные пути к цели );
- самостоятельность (развитие у обучающихся уверенности в себе и своих силах);
- информативность (ученики используют интернет-ресурсы в образовательных целях);
- систематичность (постоянное выполнение домашних заданий без принуждений);
- прочность (устойчивое запоминание полученных знаний и умение их применения);
- гибкость (готовность самостоятельно находить способы применения знаний при любых ситуациях);
- результативность ( ученики ответственны и заинтересованы за свои результаты учебной деятельности).