Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации»»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» составлена на основе
«Программы факультативных и элективных курсов. 7- 11 классы. Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности. Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности.
Цельпрограммы:
Предложить старшеклассникам систематизированный по разделам пунктуации материал и тренировочные тестовые задания. Попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации- совершенствование орфографических умений. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами , которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Планируемыерезультаты: В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы основныепунктуационныеумения
Коммуникативныеучебныедействия:
Уметь анализироватьиоценивать письменное общение, а именно:
взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного языка); уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разнымиспособами текстовую информацию (в том числе представленную в виде правилаправописания).
уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Регулятивныеучебныедействия:
уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической, смысловой и интонационной.
уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и эмоциональной окрашенности.
Личностныеучебныедействия:
уметь производить семантико – интонационный и грамматико – интонационный анализ предложений.
Способы оценки планируемых результатов:
При изучении данного курса используются элементы технологии эвристическогообучения
для активизации мыслительной деятельности обучающихся и формирования интереса и
языкового чутья. Например, после изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»
обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.
Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся предлагается составлять по модели предложения с однородными и неоднородными определениями, обособленными определениями распространенными и нераспространенными, согласованными и не согласованными.
Критерии эффективности реализации программы:
анкетирование обучающихся с целью исследования уровня удовлетворенности;
результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции
закрепляются навыки работы со справочной литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал, правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.
Формыконтроля:тестирование, зачёт.
Форма итоговой отчетности: редактирование, краткий анализ текста, тест, устные сообщения, презентации по темам курса.
Литература Для учащихся
Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю.,Русская пунктуация. Пособие – справочник для старшеклассников и, абитуриентов и студентов. М., 2000.
Львова С.И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. М., 2005
ПостниковаИ.И.идр. Это непростое простое предложение. М., 1985
Для учителя
БлиновГ.И.Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990
ВалгинаН.С.Русская пунктуация6 Принципы и назначение. М., 1979
ВалгинаН.С.Трудности современной пунктуации. М., 2000
ВалгинаН.С.Трудные вопросы пунктуации. М., 1983
ЛьвоваС.И.Сборник диктантов с языковым анализом текста. 6-9 классы М., 2003
Тематическое планирование
Наименованиетемы
Всего
Введение.Речевойэтикетвписьменном
общении(1ч)
1
Раздел1Пунктуация(2ч)
2
Раздел 2. Знаки препинания внутрипростогопредложения
(15ч)
15
Раздел 3. Знаки препинания междучастямисложногопредложения.(11ч)
4
Раздел 4. Знаки препинания припередачичужойречи (5ч)
3
ИТОГО
35
Содержаниеобучения
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.
Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и неповторяющимися союзами, двойными союзами.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико – грамматической и интонационной характеристики предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов..
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастнымоборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.
Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.
Случаи выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений.
Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении
Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений. Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Прямая и косвенная речь
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Пунктуационные особенности оформления цитат на письме.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«Трудные вопросы пунктуации»9класс
(1 час в неделю. Всего35 часов)
№ п/п
Наименованиераздела,темыурока
Кол.часов
Дата
Нестандартныеуроки
Речевойэтикетвписьменномобщении(1ч)
1
Речевой этикет как правила речевого поведения.
Речевой этикет в частной и деловой переписке.
1
1неделя
Лекция. Составление
плана лекции
Пунктуация(2ч)
2
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее
понимания.
1
2неделя
Сообщения учащихся. Наблюдения над ролью знаков
препинания в тексте.
3
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.
1
3неделя
Наблюдения над текстом. Анализ предложений.
Таблица «Структура русской пунктуации»
Знакипрепинаниявнутрипростого
предложения(15ч)
4
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
2
4-5
недел я
Практикум. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.
Модели предложений.
5
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными
членами.
1
6
недел я
Практикум. Составление предложений по
схемам.
6
Однородные и неоднородные определения.
2
7-
8неде ля
Структурно- семантический анализ предложений.
Выполнение теста Карточки с заданием
7
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
1
8
недел я
Самостоятельный анализ текста с точки
зрения синтаксиса и пунктуации.
8
Обособленные определения распространенные и
нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
2
10-11
недел я
Мультимедийная презентация.
Выполнение теста.
9
Обособление обстоятельств, выраженных
деепричастием и деепричастным оборотом, существительными с предлогами.
2
12-13
недел я
Мультимедийная презентация. Тест.
10
Выделение голосом при произношении и знаками
препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.
2
14-
15нед еля
Сообщения учащихся.
Самостоятельный анализ текста. Тест.
11
Знаки препинания в предложениях со
сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.
1
16
недел я
Решение сложных
пунктуационных заданий.
Самостоятельная
работа
12
Пунктуационные капризы слова КАК.
2
17-
18нед еля
Анализ предложений.
Самостоятельная работа. Тест.
Знакипрепинаниямежду частямисложного
предложения.(11ч)
13
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
1
19нед еля
Исследовательская работа в группах с текстами
художественного и публицистического стиля.
14
Отсутствие запятой перед союзом И в сложносочиненном предложении.
2
20-
21нед еля
Изучение нового материала.
Самостоятельная работа. Тест.
15
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
1
22нед еля
Решение задач и выполнение тренировочных упражнений
Текстоведческий анализ
16
Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении
2
23-
24нед еля
Сообщения учащихся. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.
Модели сложных предложений различных видов.
17
Грамматико- интонационный анализ сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
2
25-
26нед еля
Аналитические упражнения.
Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.
Составление предложений.
18
Сложные предложения с разными видами связи и знаки препинания в них.
2
27-
28нед еля
Аналитические упражнения.
Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.
Составление предложений.
19
Практикум. Решение пунктуационных задач.
1
29нед
еля
Практикум
Знаки препинания при передаче чужой речи(5ч)
20
Прямая и косвенная речь
2
30-
31нед
Сообщения учащихся.
Наблюдения над
еля
текстом из
художественного произведения и современной печати, комментирование пунктуационных знаков. Тесты с
заданием ЕГЭ А 19.
21
Разные способы оформления на письме цитат.
2
32-
33нед еля
Аналитические упражнения.
Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.
22
Итоговый контроль. Тест.
2
34-
35нед еля
Тест по пунктуации.
ИТОГО:
35часов
Результат деятельности учащихся
В процессе изучения элективного курса после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала по темам - тестирование, выполнение письменных заданий; составление сообщений на предложенную тему; тесты, создание текстовых документов и компьютерных презентаций.
Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.