kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации»»

Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» составлена на основе

«Программы факультативных и элективных курсов. 7- 11 классы. Русский язык» С.И.Львовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

( полного) общего образования по русскому языку.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенности письменного общения, а также элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам , какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности. Коммуникативно – деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности.

Цель программы:

Предложить старшеклассникам систематизированный по разделам пунктуации материал и тренировочные тестовые задания. Попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации- совершенствование орфографических умений. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами , которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Планируемые результаты: В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы основные пунктуационные умения

Коммуникативные учебные действия:

Уметь анализировать и оценивать письменное общение, а именно:

  • взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;

  • соблюдать нормы правильной речи (с точки зрения норм литературного языка); уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение общаться, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе представленную в виде правила правописания).

  • уметь связно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

Регулятивные учебные действия:

  • уметь различать принципы русской пунктуации: грамматической, смысловой и интонационной.

  • уметь выбирать знаки препинания с учётом особенностей высказывания и эмоциональной окрашенности.

Личностные учебные действия:

  • уметь производить семантико – интонационный и грамматико – интонационный анализ предложений.


Способы оценки планируемых результатов:


При изучении данного курса используются элементы технологии эвристического обучения

для активизации мыслительной деятельности обучающихся и формирования интереса и

языкового чутья. Например, после изучения темы «Знаки препинания между частями сложного предложения»

обучающимся предлагается по схемам уметь составлять модели сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

Использование элементов технологии проблемного обучения позволяет освоить практическое использование полученных знаний. Так, при изучении темы «Знаки препинания внутри простого предложения», учащимся предлагается составлять по модели предложения с однородными и неоднородными определениями, обособленными определениями распространенными и нераспространенными, согласованными и не согласованными.


Критерии эффективности реализации программы:
    • анкетирование обучающихся с целью исследования уровня удовлетворенности;

    • результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;

      • повышение общего уровня грамотности и языковой компетенции

закрепляются навыки работы со справочной литературой, умение осваивать и систематизировать нужный материал, правильно видеть тему речи, выстраивать композицию, подбирать вспомогательные приемы, работать над орфоэпией и нормами словоупотребления, соответствующе выглядеть и вести себя при выступлении, что ведет не просто к успешному освоению программы старшей ступени профильной школы, но предлагает перспективу благополучного осуществления дальнейших планов обучения в вузе.


Формы контроля: тестирование, зачёт.

Форма итоговой отчетности: редактирование, краткий анализ текста, тест, устные сообщения, презентации по темам курса.


Литература Для учащихся

Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю., Русская пунктуация. Пособие – справочник для старшеклассников и, абитуриентов и студентов. М., 2000.

Львова С.И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. М., 2005

Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. М., 1985


Для учителя

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990

Валгина Н.С. Русская пунктуация6 Принципы и назначение. М., 1979

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М., 2000

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983

Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 6-9 классы М., 2003





Тематическое планирование

Наименование темы

Всего

Введение. Речевой этикет в письменном

общении (1ч)

1

Раздел 1 Пунктуация (2ч)

2

Раздел 2. Знаки препинания внутри простого предложения

(15ч)

15

Раздел 3. Знаки препинания между частями сложного предложения. (11ч)

4

Раздел 4. Знаки препинания при передачи чужой речи (5ч)

3

ИТОГО

35


Содержание обучения


Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Употребление этикетных форм в письменной речи. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

Принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

Разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения, знаки препинания внутри простого предложения, знаки препинания между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, соединенные повторяющимися и неповторяющимися союзами, двойными союзами.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения.

Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико – грамматической и интонационной характеристики предложения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами. Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов..

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

Грамматико – пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.


Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

Смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

Случаи выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Интонационные и смысловые особенности сложносочиненных предложений. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности сложноподчиненных предложений.

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений. Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Прямая и косвенная речь

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Пунктуационные особенности оформления цитат на письме.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу

«Трудные вопросы пунктуации» 9 класс

(1 час в неделю. Всего35 часов)

п/п


Наименование раздела, темы урока

Кол. часов

Дата

Нестандартные уроки


Речевой этикет в письменном общении (1ч)




1

Речевой этикет как правила речевого поведения.

Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1

1неде ля

Лекция. Составление

плана лекции

Пунктуация (2ч)

2

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее

понимания.

1

2неде ля

Сообщения учащихся. Наблюдения над ролью знаков

препинания в тексте.

3

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

1

3неде ля

Наблюдения над текстом. Анализ предложений.

Таблица «Структура русской пунктуации»


Знаки препинания внутри простого

предложения (15ч)




4

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

2

4-5

недел я

Практикум. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Модели предложений.

5

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными

членами.

1

6

недел я

Практикум. Составление предложений по

схемам.

6

Однородные и неоднородные определения.

2

7-

8неде ля

Структурно- семантический анализ предложений.

Выполнение теста Карточки с заданием

7

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

8

недел я

Самостоятельный анализ текста с точки

зрения синтаксиса и пунктуации.

8

Обособленные определения распространенные и

нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

2

10-11

недел я

Мультимедийная презентация.

Выполнение теста.

9

Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастием и деепричастным оборотом, существительными с предлогами.

2

12-13

недел я

Мультимедийная презентация. Тест.

10

Выделение голосом при произношении и знаками

препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

2

14-

15нед еля

Сообщения учащихся.

Самостоятельный анализ текста. Тест.

11

Знаки препинания в предложениях со

сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

1

16

недел я

Решение сложных

пунктуационных заданий.





Самостоятельная

работа

12

Пунктуационные капризы слова КАК.

2

17-

18нед еля

Анализ предложений.

Самостоятельная работа. Тест.


Знаки препинания между частями сложного

предложения. (11ч)




13

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

19нед еля

Исследовательская работа в группах с текстами

художественного и публицистического стиля.

14

Отсутствие запятой перед союзом И в сложносочиненном предложении.

2

20-

21нед еля

Изучение нового материала.

Самостоятельная работа. Тест.

15

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

22нед еля

Решение задач и выполнение тренировочных упражнений

Текстоведческий анализ

16

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

2

23-

24нед еля

Сообщения учащихся. Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Модели сложных предложений различных видов.

17

Грамматико- интонационный анализ сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

2

25-

26нед еля

Аналитические упражнения.

Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Составление предложений.

18

Сложные предложения с разными видами связи и знаки препинания в них.

2

27-

28нед еля

Аналитические упражнения.

Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

Составление предложений.

19

Практикум. Решение пунктуационных задач.

1

29нед

еля

Практикум


Знаки препинания при передаче чужой речи (5ч)




20

Прямая и косвенная речь

2

30-

31нед

Сообщения учащихся.

Наблюдения над





еля

текстом из

художественного произведения и современной печати, комментирование пунктуационных знаков. Тесты с

заданием ЕГЭ А 19.

21

Разные способы оформления на письме цитат.

2

32-

33нед еля

Аналитические упражнения.

Комментирование текста с точки зрения его пунктуационного оформления.

22

Итоговый контроль. Тест.

2

34-

35нед еля

Тест по пунктуации.


ИТОГО:



35 часов





Результат деятельности учащихся


В процессе изучения элективного курса после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала по темам - тестирование, выполнение письменных заданий; составление сообщений на предложенную тему; тесты, создание текстовых документов и компьютерных презентаций.


Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.


Критерии успешности работы на занятиях:


Письменная работа

от 5 до 10 б.

Выполнение теста

от 15 до 30 б.

Составление теста

10 б.

Сообщение

10 б.

Доклад

10 б.

Работа по карточкам

5 б.

Создание компьютерной презентации по теме

от 10 до 15 б.

Создание текстового документа на компьютере

10 б.


Зачет: 60 баллов - «3»; 70 баллов - «4»; 80 баллов - «5»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации»

Автор: Бурова Мария Ивановна

Дата: 30.10.2024

Номер свидетельства: 658730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  элективного курса по русскому языку  «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(99) "rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-trudnyie-voprosy-punktuatsii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "145801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418997107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства