kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе »


М

02 - 04

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________ 2014 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Трудные вопросы пунктуации»

в 8 классе Б





Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.










2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе Б МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».


Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков пунктуационной «зоркости».

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного), предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы о пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.


Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»:


обобщить и углубить полученные ранее  знания по пунктуации;

совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Задачи организации учебной деятельности:


овладение основными нормами русского литературного языка;

создание прочной базы пунктуационных навыков;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

развитие коммуникативных навыков;

развитие ассоциативного мышления учащихся.

Основные учебные цели:


углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.


Общая характеристика учебного предмета:



Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.


Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8 классе Б, т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию пунктуационной зоркости.

Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка  в 8 классе и призван восполнить пробелы в знаниях учащихся с целью формирования у восьмиклассников пунктуационных навыков.


Место элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в базисном учебном (образовательном) плане:


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 8 классе.


Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса

«Трудные вопросы пунктуации»:


  1. русский язык и литература, 2. русский язык и история







Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:


В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»

учащиеся должны

знать:

определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;

уметь:

применять теоретические знания на практике;

работать с тестами по русскому языку;

владеть пунктуационными нормами;

владеть способами действий при применении изученных правил;

исправлять пунктуационные ошибки;

осознавать значимость правильной письменной речи.

.Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.



























Тематическое планирование уроков

элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 8 классе Б

МБОУ «Лицей №1»


№ п/п

Раздел программы








Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Практическая часть

Контрольные работы

1

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

1

2

-

2

Знаки препинания в конце предложения


2

1

1

-

3

Знаки препинания внутри простого предложения

14

4

9

1

4

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

1

6

1

5

Знаки препинания при передаче чужой речи


4

1

2

1

6

Знаки препинания в связном тексте


2

2

-

-

7

Заключение


1

1

-

-



ИТОГО


34

11

20

3

Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Учащиеся должны знать основное назначение пунктуации, основные функции пунктуационных знаков


Учащиеся должны уметь правильно определять разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

2

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Учащиеся должны знать основные признаки предложения,


Учащиеся должны уметь правильно выбирать знаки препинания на границе предложения с учётом его особенностей по цели высказывания и эмоциональной окрашенности;

исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

3

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий.

Учащиеся должны знать систему правил постановки знаков препинания внутри простого предложения.


Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания внутри простого предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

4

Знаки препинания между частями сложного предложения


Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.


Учащиеся должны знать грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений, виды сложных предложений.

Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

5

Знаки препинания при передаче чужой речи.


Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Учащиеся должны знать, что такое прямая и косвенная речь.


Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме прямую речь и диалог, владеть разными способами оформления на письме цитат; исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

6

Знаки препинания в связном тексте


Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

Учащиеся должны знать, что такое связный текст как совокупность предложений..


Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме связный текст как совокупность предложений; исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

7

Заключение


Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.

Учащиеся должны знать изученное в8классе.


Учащиеся должны уметь правильно применять пунктуационные правила;

исправлять пунктуационные ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.



Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 8 классе



«Трудные вопросы пунктуации»


Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.






Всего уроков Теоретическая часть

Практическая часть

Контрольных работ


34

11

20

3


Учитель Печказова С.П.




№ п/п


Раздел программы









Тип урока

Количество часов

Из них

Дата проведения

теоретическая часть

практическая часть

контрольная работа

планируемая

фактическая


I

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания


3

1

2

-



1

1.1

Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.

Систематизация знаний


1





2

1.2

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Систематизация знаний



1




3

1.3

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки завершения.

Систематизация знаний



1





II

Знаки препинания в конце предложения



2

1

1

-



4

2.1

Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме.

Систематизация знаний


1





5

2.2

Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Систематизация знаний



1





III

Знаки препинания внутри простого предложения


14

4

9

1



6

3.1

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений.

Систематизация знаний


1





7

3.2

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Систематизация знаний


1





8

3.3

Однородные члены, не соединённые союзами.

Систематизация знаний



1




9

3.4

Однородные члены, соединённые союзами.

Систематизация знаний



1




10

3.5

Однородные и неоднородные определения.

Систематизация знаний



1




11

3.6

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Систематизация знаний


1





12

3.7

Обособленные определения.

Систематизация знаний



1




13

3.8

Обособленные дополнения

Систематизация знаний



1




14

3.9

Обособленные приложения.

Систематизация знаний



1




15

3.10

Обособленные обстоятельства.

Систематизация знаний



1




16

3.11

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Систематизация знаний


1





17

3.12

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Систематизация знаний



1




18

3.13

Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий.

Систематизация знаний



1




19

3.14

Контрольная работа по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения».

Контрольная работа




1




IV

Знаки препинания между частями сложного предложения



8

1

6

1



20

4.1

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Систематизация знаний


1





21

4.2

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Систематизация знаний



1




22

4.3

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Систематизация знаний



1




23

4.4

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Систематизация знаний



1




24

4.5

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Систематизация знаний



1




25

4.6

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Систематизация знаний



1




26

4.7

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного

предложения.

Систематизация знаний



1




27

4.8

Контрольная работа по теме: «Знаки препинания между частями

сложного предложения».

Контрольная работа




1




V

Знаки препинания при передаче чужой речи



4

2

1

1



28

5.1

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямо йречи.

Систематизация знаний


1





29

5.2

Диалог. Оформление на письме диалога.

Систематизация знаний



1




30

5.3

Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.

Систематизация знаний


1





31

5.4

Контрольная работа по теме: «Знаки при передаче чужой речи».

Контрольная работа




1




VI

Знаки препинания в связном тексте


2

2

-

-



32

6.1

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей стилистической направленностью

Систематизация знаний


1





33

6.2

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

Систематизация знаний


1






VII

Заключение



1

1

-

-



34

7.1

Как решать трудные вопросы пунктуации.

Систематизация знаний


1
















Материально-техническое обеспечение учебного предмета:


  1. Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).

  1. CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.

  1. CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.

  2. Презентации учителя.


Список литературы:


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.

  2. Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.

  3. Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.

  4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.

  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.

  7. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.

  8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.

  9. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.

  10. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства