Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка
До недавнего времени было принято считать, что обучение - это передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных умений, навыков.
Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии. В связи с этим формируется потребность в поисковом стиле мышления, привитии интереса к решению проблем, развитии способностей доказательного рассуждения.
Всему этому учит технология проблемного обучения, ставшая ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке процесс обучения, изменившиеся условия жизни и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Проблема - ( от греч. problema- задача) - сложный вопрос, задача, требующая решения (С.И.Ожегов).
Проблемное обучение - это тип обучения, представленный системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей, мышления, воображения, интеллектуальных эмоций. Чем же отличается проблемное обучение от «непроблемного», традиционного?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка»
Л.Е. Ивлева
МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь, Россошанский район, Воронежская область
«Эффективность технологии проблемного обучения
на уроках русского языка»
До недавнего времени было принято считать, что обучение - это передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных умений, навыков.
Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии. В связи с этим формируется потребность в поисковом стиле мышления, привитии интереса к решению проблем, развитии способностей доказательного рассуждения.
Всему этому учит технология проблемного обучения, ставшая ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке процесс обучения, изменившиеся условия жизни и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Проблема - ( от греч. problema- задача) - сложный вопрос, задача, требующая решения (С.И.Ожегов).
Проблемное обучение - это тип обучения, представленный системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей, мышления, воображения, интеллектуальных эмоций. Чем же отличается проблемное обучение от «непроблемного», традиционного?
При традиционном обучении учитель сообщает ученикам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Учитель - транслятор знаний. Ученики воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, воспроизводят, упражняются. Их деятельность носит репродуктивный характер, но это не обеспечивает развития творческих способностей личности.
При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний, уче ники приобретают их самостоятельно при решении особого рода задач, вопросов, называемых проблемными.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:
I этап - постановка проблемной ситуации, определяющей начальный момент мышления деггей.
На этом этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, то есть сформулировать тему урока.
Я это делаю так. Даю задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Смогли выполнить задание?», « Чего мы не знаем?» Побуждением к формулированию проблемы является реплика: «Какой будет тема урока?»
Например, урок русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»
Работаем парами. На каждой парте лист с тремя глаголами: бороться, колыхаться, лечить. Задание: устно образовать действительные причастия настоящего времени с помощью суффиксов ущ-ющ, ащ-ящ, рядом с глаголом запишите только суффикс.
Задание было одно, а выполнили его все по - разному. Я спрашиваю: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? В чем возникли сомнения?» (это побуждение к формулированию проблемы). В написании гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Значит, какая тема сегодняшнего урока? (дети отвечают). Исходя из темы, определите цели и задачи...
Или урок в 5 классе. Тема: «Правописание о - ев окончаниях Имен существительных после шипящих и ц».
На доске: болеть душ... й, болеть сердц...м.
г Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
То есть они имеют одно значение.
Как называются слова, имеющие одно значение - синонимы? Значит они Синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
В капай части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? ( существ., бконч.)
За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)
А какая это может быть гласная? ( о или е)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и и)
Исходя из темы, определите цели и задачи урока, используя начало предложений:
познакомиться с ...
научиться
этап - начало активного поиска ответа на поставленный вопрос, осознание сущности противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно дети выдвигают гипотезы , ложность или истин- “ ность которых должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку , станет решением проблемы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или отвержения гипотезы.
этап - «Ага - реакция» - решение проблемы, образование новых знаний.
Этап воспроизведения найденного решения весьма интересен, так как развивает речь, углубляет понимание нового материала.
Традиционные задания «выучи» и «перескажи» гарантируют репродуктивную деятельность учащихся.
Творческое же воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями, когда ученики самостоятельно выражают полученное на уроке знание и представляют свой результат.
Для меня таким заданием является создание индивидуальной творческой письменной работы - сочинения с использованием материалов темы урока и изобразительно - выразительных средств языка.
По моему мнению, проблемное обучение имеет ряд преимуществ:
а) новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
б) в ходе решения проблемы ученики преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают наивысшего результата;
в) ученики легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Проблемное обучение формирует интерес к учебе. Мне оно представляется в виде формулы: предположил - проверил - открыл (сравним с репродуктивным обучением: пришел - услышал - заучил). Установлено, что самостоятельно «открытые» истины не так легко забываются. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач приводит к тому, что ребенок не «пасует» перед трудностями, а старается их разрешить.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
В наших же руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый ученик не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а захотел самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Несомненно, проблемное обучение - это сегодняшний и завтрашний день нашего образования.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}