kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

До недавнего времени было принято считать, что обучение - это передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных уме­ний, навыков.

Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появ­ляются новые технологии. В связи с этим формируется потребность в поисковом стиле мышления, привитии интереса к решению про­блем, развитии способностей доказательного рассуждения.

Всему этому учит технология проблемного обучения, ставшая ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке про­цесс обучения, изменившиеся условия жизни и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Проблема - ( от греч. problema- задача) - сложный вопрос, зада­ча, требующая решения (С.И.Ожегов).

Проблемное обучение - это тип обучения, представленный сис­темой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащимися в их совместной деятельности с учи­телем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование твор­ческих способностей, мышления, воображения, интеллектуальных эмоций. Чем же отличается проблемное обучение от «непроблемно­го», традиционного?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка»





Л.Е. Ивлева

МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь, Россошанский район, Воронежская область

«Эффективность технологии проблемного обучения

на уроках русского языка»


До недавнего времени было принято считать, что обучение - это передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных уме­ний, навыков.

Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появ­ляются новые технологии. В связи с этим формируется потребность в поисковом стиле мышления, привитии интереса к решению про­блем, развитии способностей доказательного рассуждения.

Всему этому учит технология проблемного обучения, ставшая ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке про­цесс обучения, изменившиеся условия жизни и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Проблема - ( от греч. problema- задача) - сложный вопрос, зада­ча, требующая решения (С.И.Ожегов).

Проблемное обучение - это тип обучения, представленный сис­темой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащимися в их совместной деятельности с учи­телем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование твор­ческих способностей, мышления, воображения, интеллектуальных эмоций. Чем же отличается проблемное обучение от «непроблемно­го», традиционного?

При традиционном обучении учитель сообщает ученикам гото­вые знания: объясняет новый материал, показывает новые положе­ния, подкрепляет их примерами, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Учитель - транслятор знаний. Ученики воспри­нимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, воспроизводят, упражняются. Их деятельность носит репродуктивный характер, но это не обеспечивает развития творческих способностей личности.

При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний, уче ники приобретают их самостоятельно при решении особого рода задач, вопросов, называемых проблемными.

Технология проблемного обучения имеет следующую структу­ру:

I этап - постановка проблемной ситуации, определяющей на­чальный момент мышления деггей.

На этом этапе введения знаний ученики должны поставить и ре­шить проблему, то есть сформулировать тему урока.

Я это делаю так. Даю задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Смогли вы­полнить задание?», « Чего мы не знаем?» Побуждением к формули­рованию проблемы является реплика: «Какой будет тема урока?»

Например, урок русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Работаем парами. На каждой парте лист с тремя глаголами: бо­роться, колыхаться, лечить. Задание: устно образовать действитель­ные причастия настоящего времени с помощью суффиксов ущ-ющ, ащ-ящ, рядом с глаголом запишите только суффикс.

Задание было одно, а выполнили его все по - разному. Я спра­шиваю: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? В чем возникли сомнения?» (это побуждение к формулированию пробле­мы). В написании гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Значит, какая тема сегодняшнего урока? (дети отвечают). Исходя из темы, определите цели и задачи...

Или урок в 5 классе. Тема: «Правописание о - ев окончаниях Имен существительных после шипящих и ц».

На доске: болеть душ... й, болеть сердц...м.

г Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лекси­ческое значение.

То есть они имеют одно значение.

  • Как называются слова, имеющие одно значение - синонимы? Значит они Синонимичны. (волноваться, сильно переживать, бес­покоиться)

  • В капай части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? ( существ., бконч.)

  • За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипя­щими и ц)

  • А какая это может быть гласная? ( о или е)

  • Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописа­ние о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и и)

Исходя из темы, определите цели и задачи урока, используя на­чало предложений:

  1. познакомиться с ...

  2. научиться

  1. этап - начало активного поиска ответа на поставленный воп­рос, осознание сущности противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно дети выдвигают гипотезы , ложность или истин- “ ность которых должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку , станет решением проблемы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или отвержения гипотезы.

  2. этап - «Ага - реакция» - решение проблемы, образование но­вых знаний.

Этап воспроизведения найденного решения весьма интересен, так как развивает речь, углубляет понимание нового материала.

Традиционные задания «выучи» и «перескажи» гарантируют репродуктивную деятельность учащихся.

Творческое же воспроизведение обеспечивается продуктивными заданиями, когда ученики самостоятельно выражают полученное на уроке знание и представляют свой результат.

Для меня таким заданием является создание индивидуальной творческой письменной работы - сочинения с использованием ма­териалов темы урока и изобразительно - выразительных средств языка.

По моему мнению, проблемное обучение имеет ряд преиму­ществ:

а) новую информацию учащиеся получают в ходе решения тео­ретических и практических проблем;

б) в ходе решения проблемы ученики преодолевают все трудно­сти, их активность и самостоятельность достигают наивысшего ре­зультата;

в) ученики легче применяют полученные знания в новых ситуа­циях и одновременно развивают свои умения и творческие способ­ности. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые.

Проблемное обучение формирует интерес к учебе. Мне оно представляется в виде формулы: предположил - проверил - от­крыл (сравним с репродуктивным обучением: пришел - услышал - заучил). Установлено, что самостоятельно «открытые» истины не так легко забываются. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач приводит к тому, что ребенок не «пасует» перед трудностями, а старается их разрешить.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

В наших же руках есть огромная возможность создать такой про­цесс обучения, при котором каждый ученик не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а захотел самостоя­тельно учиться, находить правильные решения поставленных про­блемных задач.

Несомненно, проблемное обучение - это сегодняшний и завтраш­ний день нашего образования.





72



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Автор: Ивлева Людмила Евгеньевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технология проблемного обучения. Открытый урок по русскому языку в 3 Б классе"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_3_b_klass"
    ["file_id"] => string(6) "507962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555868731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства