Эффективность использования образовательной технологии проектов на уроках русского языка и литературы
Эффективность использования образовательной технологии проектов на уроках русского языка и литературы
В начале XXI века важнейшей педагогической проблемой стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Что может быть лучше для становления личности, чем ощущение успеха и личной значимости в процессе своего труда? Именно проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей, «направлены на самостоятельную работу учащихся – парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования образовательной технологии проектов на уроках русского языка и литературы»
Эффективность использования образовательной технологии проектов на уроках русского языка и литературы
Кусаинова Анар Кадылбековна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования
по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО
В начале XXI века важнейшей педагогической проблемой стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Что может быть лучше для становления личности, чем ощущение успеха и личной значимости в процессе своего труда? Именно проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей, «направлены на самостоятельную работу учащихся – парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени» [там же].
Проектную технологию считают технологией XXI века, а умение применять метод проектов в своей педагогической деятельности - показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития школьников.
Образовательно-воспитательный потенциал проектной технологии заключается в возможности приобретения учащимися целостных знаний, в повышении мотивации школьников к получению дополнительной информации, овладении важнейшими методами научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно формулировать задачи проекта, найти способ анализа ситуации и т.д.), навыками поисково-исследовательской работы, а также рефлексии и интерпретации результатов.
Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:
1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы. 2. Мини-исследование.
3. Индивидуальный проект. При изучении темы «Фразеологизмы» даю по нескольку фразеологических оборотов и делю класс на группы, они готовят материал из словарей, интернета, учебников, собирая материал о происхождении фразеологизма, создание рисунков по данному фразеологизмов. Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, а сильный сумел сделать «маленькое открытие», значит, цель достигнута. Учителя — словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовки творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т. п. Ребята с удовольствием пробуют себя творчески, так прошло мероприятие в форме литературной гостиной: «Я верю в чистую любовь», посвященное творчеству русских поэтов 19 века. Ребята предложили сделать главным героем одного из них, студент, не признающий и не понимающий поэзию, попадает на бал во сне и знакомится с жизнью и творчеством поэтов. Ребята — артисты не только читали стихотворения, но и танцевали на балу, изучили и использовали этикет 19 века, нашли наряды, придумали прически. Интерес к литературе появился не только у участников, потому что после мероприятия возникло много вопросов у учащихся — зрителей по творчеству, личной жизни поэтов, желание узнать побольше об их жизни и творчестве. Цель была достигнута: через себя ребята приняли и поняли учебный материал. Вывод: проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Ребята любопытны, хотят реализовать свои способности, а проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата. Такая работа интересна, эффективна и результативна
Формы продуктов проектной деятельности (на уроках русского языка и литературы)
*Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
*Выставка, экскурсия.
*Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
*Игра.
*Праздник, сценарий.
*Учебное пособие.
*Серия иллюстраций.
*Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Виды презентаций проектов (на уроках русского языка и литературы)
*Защита на заседании научного общества.
*Спектакль.
*Пресс-конференция.
*Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.
Тип проекта: творческий.
Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.
Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.
Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.
Как? С использованием квазиисследовательской деятельности
Результат: сборник работ учащихся
Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.
Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.
Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:
Значение слова
Происхождение слова
Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)
Синонимы (если есть)
Антонимы (если есть)
Фразеологизмы и афоризмы с этим словом
Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)
Интересные факты из жизни слова
Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)
Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)
Жизнь этого слова в других словарях
Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)
Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)
Кроссворд с этим словом
Акростих, ассоциации, рифмы
Иллюстрации к слову
План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.
Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…
После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта – оформление сборника «Энциклопедия одного слова».
Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.
Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку:
Создание сборника: «Правила речевого этикета».
Создание сборника творческих работ «Радость жизни»
Исследовательская работа «Особенности школьного жаргона»
По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:
Театрализованное представление «Басни И.А.Крылова»
Создание альбома иллюстраций «Герои сказок А.С. Пушкина»
Составление электронного фотоальбома «Стихи о родине и родной природе в фотографиях»
Создание коллажа «Наши иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Исследовательская работа «Говорящие имена и фамилии литературных персонажей Н.В. Гоголя»
Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)»
Инсценировка по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Инсценировка «Немая сцена из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования
Литература
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2015.
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2018.
Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}