Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал о работе с текстом»
Работа с текстом.
Текст.
О чём? (ты видишь тему.)
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
Зачем автор написал текст? (ты определишь цель.)
Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию.)
Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) Почему были использованы именно эти языковые средства?
Предложения в тексте соединяются такими способами:
– цепная связь (повествование),
– параллельная (описание),
– кольцевая,
– лучевая – характерна для текстов-рассуждений,
– смешанная связь.
Виды связи между предложениями в тексте
Цепная связь
Параллельная связь
Повтор ключевого слова.
Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.
Повтор того или иного члена предложения.
Семантические и ассоциативные связи.
Одинаковый порядок слов.
Одинаковые грамматические формы слов.
Анафоры.
Риторические вопросы.
Вводные слова и наречия места, времени.
Средства межфразовой связи.
Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова).
Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова).
Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций.
Виды текста
Вид текста
Содержание
Стили речи, в которых данный вид текста используется
Собственно-информационно-справочный
Описывает конкретные события, факты, ситуации
Официально-деловой, научный
Информационно-оценочный
Не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку
Публицистический, разговорный
Информационно-образно-оценочный
Описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ
Художественный
Функциональные стили и типы текста:
Описание
Повествование
Рассуждение
Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. Вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.
Преобладают простые предложения.
Преобладают глаголы (обычно сов. Вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.
Используются наречия места и времени.
Используются все типы предложений.
Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения.
Стили текста
Научный
Публицистический
Официально - деловой
Художественный
Сфера использования
Наука, техника, образование
Средства массовой информации,публичные выступления
Законодательство, делопроизводство
Искусство, художественная
литература
Основная цель речи
Сообщение, фиксация знаний
Сообщение и воздействие
Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений
Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности
Образность, широкое использование
средств др. стилей,
средств выразительности
Жанры
Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.
Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.
Законодательные документы (конституция, устав, кодекс),деловые бумаги (приказ, договор, справка и т.п.)
Роман, повесть, рассказ, поэма,
лирическое стихотворение и т.д.
Языковые средства
Однозначные слова, термины, абстрактна лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)
Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности
Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатуры; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно- личные и безличные предложения
Возможно использование любых
лексических единиц (синонимы,
антонимы, архаизмы, историзмы,
просторечные и разговорные слова,
диалектизмы и др.); разнообразие
синтаксических конструкций;
широкое употребление тропов и
стилистических фигур
Памятки анализа разных типов текста по функционально-смысловому плану
Повествование
Назовите главные особенности типа речи – повествование.
Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
Назовите идею, или основную мысль.
Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?).
Назовите основные действия и порядок их указания.
Выделите основные части текста (составьте его план).
Укажите начало текста.
Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
Объясните особенности использования языковых средств.
Составьте заключение по характеристике текста.
Описание
Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).
Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи, порядок указания признаков, целесообразность этого порядка).
Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждения). Каково их назначение?
Назовите средства связи слов и частей текста.
Охарактеризуйте языковые средства.
Сделайте общий вывод об описании.
Рассуждение
Выделите части текста. Как они связаны?
Найдите введение, определите его назначение.
Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
Рассмотрите языковые средства.
Сделайте общий вывод по анализу текста
Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции учащихся Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую. 1 уровень (низкий) Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно. Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки. Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль. Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики. 2 уровень (средний) Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения. Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо. Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения. Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако, могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты. 3 уровень (выше среднего) Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения. Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость. Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров. Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако, наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют. 4 уровень (высокий) Речевой аспект: Работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения. Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость. Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров. Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте. Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и видеозаписи.