Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования учителя русского языка и литературы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Если вслушаться в слова выдающихся деятелей и в области преподавания языка, и в области научных исследований языка, то можно вынести впечатление, что не может быть более благодарного, более воспитывающего предмета в школе, чем изучение родного языка.
Цель: Определение путей и средств внедрения инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в школе
Задачи:
Использование на уроках современных образовательных технологий — обязанность любого современного учителя;
формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры устной и письменной речи;
развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, использование эстетических средств воздействия.
Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:
учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;
признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;
включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;
опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.
Продумывая методическую тему, я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.
Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.
Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.
В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы.
Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, использование ИКТ-технологий– все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка.
По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.
Выполняя на ОГЭ и ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Главной задачей является формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Это умение:
- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
- вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- понимать различные точки зрения, не совпадающие с собственной;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
- слушать и слышать друг друга;
Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.
При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение поддержать точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели
Методы, направленные на формирование коммуникативных умений:
все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях),участие в конкурсах, олимпиадах.
Нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- лингвистическая лаборатория;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-тест;
- урок-конкурс;
- урок-дискуссия
- урок-игра
Формированию коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена содействуют дидактические игры: «Диктор» (прочитайте текст орфоэпически правильно); «Редактор» (исправьте речевые ошибки); «Переводчик» (замени иноязычное слово русским); «Перевертыши» (замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора); «Лингвист» (исследуйте текст).
Очень продуктивным в формировании коммуникативной компетенции по созданию и восприятию текстов является использование интерактивных форм обучения, в том числе организационного ролевого общения, позволяющего формировать у обучаемых коммуникативные умения на примере специально отобранных «жизненных» ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – в виде учебного общения, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, повышает интерес и эмоциональный уровень учебной деятельности учеников.
Для учащихся основной школы создание определенных речевых ситуаций также очень важно. Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями. Например, детям предлагается разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). Все вместе сначала выясняем, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения понадобятся, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы можно будет применить. Затем две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует полученные диалоги, тексты, обращая внимание на средства речевого воздействия. Иногда, если это возможно, ситуацию следует записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать самим участникам ролевой игры. (Языковая рефлексия.)
Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету.
Рефлексия мгновенная: «Это – весело!». Мир вокруг современных детей становится намного подвижен, мобилен, интерактивен.
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку становятся уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы:
Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса используются:
1. Самостоятельная работа: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге учащиеся самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, диктанты разных видов.
2. Самоконтроль: проверь себя и товарища; оцени свой ответ.
3. Чередование приемов работы: а) трудного с легким; б) теорию с практикой; в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений; г) письменной и устной работы; д) рассказа учителя и самостоятельной работы учащегося; е) беседы с рассказом; ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.
Очень важной представляется проектная деятельность учащихся - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Однако, для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.
В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Наиболее эффективными, с точки зрения формирования коммуникативной компетенции учащихся, я считаю нетрадиционные формы урока. Именно нетрадиционные формы проведения уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли, т.е. создают приближение к естественным условиям общения.
По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». Задания, которые получают учащиеся на этих уроках (например, заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляюще и постоянно развивают их речь.
Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом:
- к отбору содержания учебного материала;
- к сочетанию методов обучения;
- к внешнему оформлению.
Признаки нетрадиционных уроков:
Несёт элемент нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Планируется урок заранее.
Проявляется эмоциональный подъём через оформление доски, использование музыки, видео.
Организация и выполнение творческих заданий.
Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Творчество учащихся направлено на их развитие.
Подготовка и проведение нетрадиционных уроков меняет установившиеся функции учителя и учащихся. Нетрадиционный урок предполагает активное участие учащихся уже на этапе проектирования урока, т.е. на этапе, который всегда считается «учительским». Учитель вместе с учащимися разрабатывает сценарий урока, определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на нем, распределяет поручения между учениками. На уроке степень участия учащихся еще в большей мере возрастает. Такая форма проведения уроков дает наибольшие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся на различных этапах учебного процесса, позволяет попробовать себя в самых различных ролях, т.е. вызывает необходимость в речевом общении.
Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в большей мере, чем традиционный урок, предполагают использование групповых форм работы. Например, уроки типа деловой или ролевой игры, уроки-соревнования и др. требуют разбивки учащихся на небольшие группы по несколько человек, каждая из которых выполняет определенное задание, требующее от участников группы непосредственного взаимодействия, согласованной деятельности и умения договориться друг с другом.
Для всех нетрадиционных уроков характерно преобладание диалоговой формы общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования коммуникативной компетенции. Эта форма общения побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога. Диалог задевает эмоциональную сферу ученика, он негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав.
Частое применение нетрадиционных форм организации учебного процесса может привести к падению у учащихся интереса к предмету и уровень эффективности такого урока снизится.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков нетрадиционных форм уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я перечислю те, которые использую в своей деятельности - это уроки-экскурсии, урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие,урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-соревнование, урок-телепередача, театрализированные уроки, урок-конференция. Элементы нетрадиционных форм применяю на ежедневных, обычных уроках - это викторины, блиц-турниры, головоломки, ребусы, волшебные и магические квадраты и другое.
Нетрадиционные формы уроков
Способствуют эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Предоставляют детям возможность выбора учебных заданий и форм работы, мотивируют детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
Способствуют выявлению интересов детей, с учетом которых подбирается учебный материал.
Включают в себя индивидуальную работу с каждым ребенком.
Помогают детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Поощряют детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Учат детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
Побуждают детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Средства реализации инновационных педагогических технологий:
продуктивная деятельность учащихся;
педагогика сотрудничества;
самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;
интеграция учебных предметов;
глобальное мышление и видение мира.
Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов. Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов.
разработка методических тем по моделированию системы повышения качества обученности;
участие в проведении экспериментов и исследований;
разработка учебных программ и курсов;
формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе;
подготовка и проведение олимпиад, конкурсов и так далее;
введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов.
Методические рекомендации учителям русского языка и литературы.
осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения;
развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность;
усилить диагностико-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта, работу творческих групп, семинары и так далее;
усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров;
усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Доклад по теме самообразования учителя русского языка и литературы "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы""
["seo_title"] => string(80) "doklad_po_teme_samoobrazovaniia_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatury_ispolzova"
["file_id"] => string(6) "534025"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1577683121"
}
}