Типы проектов
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Для каждого проекта должны определены: цель проекта, его актуальность; источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью); методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными актами, аргументированные выводы); формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео и проч.); иды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение на конференции и т.п.). Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников: Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников: Исследовательские проекты - решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом: выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание (оформление) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы: построение выводов, заключений; оформление результатов. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для работы на уроках и во внеурочное время можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто направлять работу учащихся или выступать как полноправный участник проекта. |