В данном дидактическом пособии учителя начальных классов найдут разнообразные интересные задания при работе со словарными словами. Это и работа с богатым народным наследием - загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами, и решение ребусов и кроссвордов, и игры со словами. Такое разнообразие упражнений не даёт детям скучать на уроках и позволяет успешно не только запоминать правописание словарных слов, но и расширяет кругозор, обогащает речь детей, развивает орфографическую зоркость, приучает "всматриваться" в слово, чувствовать его
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«дидактическое пособие »
Дидактическое пособие
по организации словарной работы в 1 классе
по учебнику «Русский язык»
(авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В)
Разработала: учитель начальных классов
МБОУ «Кадетская школа №14»
Савина Алина Николаевна
Г. Чебоксары, 2015
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Тетрадь – сшитые листы чистой бумаги в обложке.
3. К истокам слова. Слово тетрадь произошло от греческого ТЕТРА, что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и сложили в несколько раз, но теперь уже, вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
1) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
2) Трусливому зайке и пенёк – волк.
3) Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
4) Заяц уж сед, навидался он бед.
2
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Берёза – лиственное дерево с белой корой.
3. К истокам слова. Берёза получила своё название по цвету коры. Это слово в старину означало «светлый, ясный». От того же корня произошло слово белый.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
С т_пором весь свет пройдёшь. Без т_пора не плотник, без иглы не портной. Не всё т_пор, что рубит.
4
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Карандаш – тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения.
3. К истокам слова. В этом слове тюркское кара означает «чёрный». Даш тоже тюркское слово, значащее «камень», очевидно, карандаш когда-то понималось как «чёрный камень» - графит.
4. Фразеологизм.
Взять на карандаш – взять на заметку.
5. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
1. Отгадай ребус и запиши слово._________________________________________
2. Картина - 1) произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. 2)то, что можно видеть, представлять в конкретных образах. 3) (разг.) то же, что кинофильм.
3. К истокам слова. Итальянское слово карта, означающее «бумага», стало источником нашего слова картина. Первоначально картиной называлась «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
4. Синонимы
Полотно, холст, вид, зрелище.
5. Фразеологизмы.
Живая картина – сценическое представление без слов и движений, исполняемое людьми в соответствующих сюжету костюмах.
Как картинка; как на картинке – что-то хорошо выглядящее, очень красивое.
6. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
8. Игра «Сочинение стишат». Допиши словарные слова.
Тух, тух, тух – на забор взлетел ______________________.
Радь, радь, радь – дома я забыл ______________________.
За, за, за – я стройна, как та _________________________.
Даш, даш, даш – пляшет на бумаге ___________________.
Пор, пор, пор – пора вспомнить про __________________.
Тина, тина, тина - вот и вам _________________________.
Яц, яц, яц – под кустом сидит _______________________.
Тон, тон, тон – выбирай на вкус _____________________.
8
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Воробей – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.
3. К истокам слова. В древнерусском языке существовала основа вор-, от которой были образованы многие слова, среди которых ворота и забор. Наверное, воробей и получил своё имя, потому что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел. Согласно другой версии, птицу назвали так по звукам, которые она издаёт.
4. Фразеологизмы
Стреляный (или старый) воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести.
Воробью по колено – небольшой по глубине, неглубокий, мелкий (о ручье, озере, речке и).
Воробьиный шаг – мелкий, короткий шаг.
5. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
А - ____________________________________________________________
11
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Грамм – единица массы.
3. К истокам слова. Это название веса имеет свою историю, но слово, лежащее в его основе, было некогда греческим "грамма" - "письменный знак", "надпись"
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Багаж – упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу.
3. К истокам слова. Слово заимствовано из французского языка. древнескандинавское слово багги - "узел" французы превратили в баг - "пакет". От слова баг произвели слово багаж, что означало "разные тюки с вещами". У нас это слово приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от её хозяина - пассажира.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
Вечером Валя надела п_льто, взяла муфту, повязалась платком и вышла на улицу. Яшке к осени п_льтишко справлять придётся, из старого он вовсе вырос. Мама с бабушкой для Кати принесли ______________________ и платье.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про __________________.
14
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
3. К истокам слова. Древне - русское слово ветръ, ветрьный, несколько позже ветряный, ветрило - "парус", ветрити - "веять". Старославянский ветръ.
4. Фразеологизмы. Когда так говорят? Соедини каждое выражение с предложением, объясняющим его значение.
Ветер в голове Говорить без пользы или говорить
необдуманно, зря.
Бросать слова на ветер Очень быстро, с большой скоростью.
Как ветром сдуло О легкомысленном, несерьёзном
человеке.
С ветерком прокатишься О внезапном исчезновении кого-либо,
чего-либо.
5. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
7. Игра "Конструктор". Раздели слова на слоги. Из слогов составь новые слова.
пенал потух ____________________
карта бутон ____________________
каша буран Дашка _________________________
белый рёва роза _____________________
вода дорога бейка _____________________
8. Вставь пропущенные буквы.
Московский _ремль построили много сотен лет назад. Стены московского _ремля устояли перед грозными врагами. В _ремле заседает правительство нашего государства.
16
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Москва – город - герой, столица нашей великой Родины.
3. К истокам слова. Этому слову, может быть не менее 4-5 тысяч лет. Академик Н.Я.Мар связывало слово Москва со скифским словом маск - "скот".Стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали "маски"(изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада.
Так как буква а и о в нашем языке часто чередуются, то летописное Москов вполне могло означать "масков", то есть поселение скотоводов , земля скотоводов.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Посуда – 1) Хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов.
2) Сосуд, предмет (обычно стеклянный, металлический), в который можно налить или положить что-либо.
3. К истокам слова. В старину словами посуда ,посудина называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности изготавливали из дерева. придавая им формы лодки. ладьи. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть посуда.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:
1.Отгадай ребус и запиши слово.__________________________
2. Коньки – 1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
2. Вид спорта - катанье, бег на тонких полозьях.
3. К истокам слова. Металлические коньки впервые появились почти триста лет назад. молодой царь Пётр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали "скороходами". Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки.
4. Напиши это слово два раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги: