Пояснительная записка.
Использование дидактических игр в обучении русскоязычных детей татарскому языку по УМК З.М.Зариповой «Говорим по-татарски» позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усваивать лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддержать интерес к языку.
Автор:Мубаракшина Лилия Миннахметовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
Дидактическое пособие: « Я учу татарский!»
Предмет: татарский язык.
Подготовительная к школе группа.
Описание пособия: Пособие состоит из картонной коробки обернутой материалом и множествами застежек-молний, пуговиц, крышек из пластиковых бутылок и счетного материала и под каждым находится дидактическая игра. Всего дидактических игр 5.
Цель пособия: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
1.Дидактическая игра “Сделай комплимент”-“Комплимент ?йт”.
Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
Задачи: Образовательные:
1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Игрушки», «Цвета»
2.Учить ребенка составлять развивающий диалог «Бу н?рс?? Нинди?»
3.Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1.Развивать зрительное восприятие и внимание.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Используемое оборудование: круг разделенный на 6 равных частей, разного цвета в котором помещены игрушки.
Ход игры: Ребёнок называет игрушки, крутит стрелку и делает комплимент.
Речевой образец:
-Бу н?рс?? (Что это?)
-Нинди? (Какой?-ое,-ая).
2.Дидактическая игра:”Помоги маме”- “?ние?? булыш”
Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
Задачи: Образовательные:
1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Одежда», «Цвета», «Глаголы».
2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу н?рс?? Нинди? Нишли?»
3.Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1.Развивать зрительное восприятие и внимание.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать желание помогать маме, умение правильно пользоваться вещами.
Используемое оборудование:2 картонные полоски формата А4, обернутые материалом и приклеенными 4 «стиральными машинками»; карточки с изображениями одежды.
Ход игры: Ребята, сегодня мама задержалась на работе. А наши игрушки запачкались. Давайте постираем им одежду.
Речевой образец:
-Бу н?рс?? (Что это?)
-К?лм?к (чалбар,футболка,сарафан) нинди? (Платье (брюки,футболка,сарафан)какое?)
-Яшел. (Зелёное)
-?йд?гез,юабыз. (Давайте, постираем)
-Нинди машинада юабыз? (На какой машинке постираем?)
-Яшел машинада. (На зелёной машине).
3.Настольная дидактическая игра: «Веселое путешествие».
Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
Задачи: Образовательные:
1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Семья», «Цвета», «Игрушки», «Животные»,пиктограммы-задания «Бас!»,»Утыр!»,»Сикер!», «Уйна!», «Й?гер!» «Аша!»
2.Продолжать учить составлять развивающий диалог «Бу н?рс?? Кем?»
3.Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1. Вооружить способами мыслительной деятельности: учить детей анализировать объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности и т.д.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Вызывать желание помогать маме.
Используемое оборудование:фишки,настольная карта,кубик.
Ход игры:Ребята,мы с вами сегодня отправимся в веселое путешествие.Сейчас,с помощью считалочки выберем водящего.Водящий кидает кубик и вдигается вперед к финишу,называя изображения картинок и делая задания.Удачи всем!
4.Дидактическая игра: “Кто вытащил репку?”- “Шалканны кем тарткан?”
Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
Задачи: Образовательные:
1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме: «Семья»-«Гаил?»,закрепить предложение “Иди сюда”- “Кил монда”.
2.Продолжать учить составлять развивающий диалог на тему: “Кто вытащил репку?”- “Шалканны кем тарткан?”
3.Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1. Вооружить способами мыслительной деятельности: учить детей анализировать объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить и т.д.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Способствовать формированию социально значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств (сочувствие, сопереживание, гуманное отношение).
Использованное оборудование: ромашка из 6 лепестков с изображениями персонажей сказки «Репка».
Ход игры: Сегодня мы поиграем сказку «Репка». Крутим стрелку, называем цвет фона и персонаж.
5.Дидактическая игра” Составь предложения по образцу”
Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.
Задачи: Образовательные:
1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Семья»-«Гаил?», “Игрушки”-“Уенчыклар”, Одежда”- “Киемн?р”.
2.Продолжать учить составлять предложения по образцу на татарском языке.
3. Развитие мыслительной деятельности и внимания.
Развивающие:
1. Учить применять на практике знания, полученные ранее.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Использованное оборудование: карточки формата А4 со схемами предложений. Маленькие карточки.
Ход игры: Берут карточки с заданиями. Составляют предложения и читают вслух.
Спасибо за внимание!