В дидактическом сундучке собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ. В нём задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Деепричастие"»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
(МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ)
Содержание
В дидактическом сундучке собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ.
В дидактическом сундучке задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.
Имеются задания, которые закрепляют умение находить деепричастные обороты, определять их границы, правильно расставлять знаки препинания; тренировочные упражнения на закрепление правописания «НЕ с деепричастиями».
Благодаря заданиям по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида учащиеся смогут самостоятельно образовывать деепричастия от глаголов при помощи суффиксов.
В сундучке имеются интересные задания по развитию речи.
Задания включают в себя:
-конструирование предложений;
-исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов;
-создание художественных текстов с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.
Также здесь представлены игры, позволяющие проверить и развивать языковое чутьё учеников, разноуровневые тесты и диктанты.
Весь материал из «Дидактического сундучка» позволяет нам рассмотреть выразительные возможности деепричастий и их роль в тексте.
«КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ?»
Английский поэт Р.Саути
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая , Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Найдите деепричастия в этих пословицах
Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Не зная броду, не суйся в воду.
Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Что имеем, не храним, потерявши – плачем.
ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.
Прочитав все словари мы не спали до зари.
Простираясь перед нами равнина манила цветами.
Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.
Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.
Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.
Касаясь этого звонка слышу трель издалека.
Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.
-зар- -зор-
-гор- -гар-
-раст- -рос- -ращ-
-кас- -кос-
-бер- -бир-
-тер- -тир-
-чет- -чит-
-равн- -ровн-
-скак- -скоч-
-плав- -плов- -плыв-
-мак- -мок-
ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.
Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.
Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.
Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.
Употребляя некоторые словосочетания мы не можем избежать наказания.
Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав.
Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.
Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших.
Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.
-зар- -зор-
-гор- -гар-
-раст- -рос- -ращ-
-кас- -кос-
-бер- -бир-
-тер- -тир-
-чет- -чит-
-равн- -ровн-
-скак- -скоч-
-плав- -плов- -плыв-
-мак- -мок-
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
« ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»
Задание №1.
Спишите предложения, раскрывая скобки
(Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.
Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.
Приходилось работать, (не) жалея сил.
(Не) жалей сил на хорошее дело!
Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.
Задание №2
Спишите, раскрывая скобки.
(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.
(Не) зная брода, (не) суйся в воду.
(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.
(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.
Задание №3
Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ
Ласточки без умолку щебетали.
Снег шёл беспрестанно всю неделю.
Сельчане без устали работали в поле.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
№1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.
№2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.
ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ
(НЕ) ВИДЯ
(НЕ) ВЕРЯ
(НЕ) ДОУМЕВАЯ
(НЕ) НАХОДЯ
(НЕ) ЗАМЕЧАЯ
(НЕ) ПРОИЗНОСЯ
(НЕ) СТИХАЯ
(НЕ) НАВИДЯ
(НЕ) ДОЖДАВШИСЬ
(НЕ) УЗНАВ
(НЕ) РАДУЯСЬ
(НЕ) ЧУВСТВУЯ
(НЕ) СТРАШАСЬ
(НЕ) ВОЗМУЩАЯСЬ
(НЕ) ВЗЛЮБИВ
(НЕ) ПРИПОМИНАЯ
(НЕ) УМОЛКАЯ
(НЕ) ПОМНЯ
(НЕ) ГОДУЯ
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД»
Задание №1
Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.
Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.
(Не) спеша бродят медведи.
Листва берёз висит (не) шелохнувшись.
Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.
Лёжа пищи (не) добудешь.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.
Задание №2
Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.
Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты
Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)
Ключ:
Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)
ДИКТАНТЫ
Незнакомая усадьба.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. На миг на меня навеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.(111 слов) (По А.Чехову)
Пастух и лисёнок.
Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.
Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.
Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.
Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.
Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать.
Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.
Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.
Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.
Так вместе они и пообедали. (120 слов) (По В.Бочарникову)
Один в море.
Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак.
Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.
Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи.
Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.
Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму. (124 слова) (По В.Катаеву)
На земле Пушкина.
Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.
Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч.
С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она рослее на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.
Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.
Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.
Это было Михайловское.
Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.
Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего задумчивого всадника. (124 слова) (По К.Паустовскому)
Диктант.
По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры стекала вода.
Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воле, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.
Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.
Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (По Е.Спангенбергу)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Дидактический материал
по русскому языку 6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год
Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год
А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год
Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год
М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год
Н.В.Сиденко «Поурочные планы по русскому языку. 7 класс», Волгоград,2001 год
Н.И.Степченко «Сборник диктантов. 1-9 классы», Екатеринбург, 1999 год
Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений», Волгоград, 2007 год