Дидактический материал «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал «Занимательная грамматика»»
КГУ «Общеобразовательная Приреченская средняя школа Актогайского района»
Занимательная грамматика
Автор: Конжанова Динара Газизовна
Должность: учитель начальных классов
Категория: вторая
Актогай 2015 год
Пояснительная записка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.
Дидактический материал «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия.
Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ГОСО 2012 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
Цель: помочь учащимся на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить , что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах русского языка.
Разделы пособия содержат орфографические сказки, ребусы, упражнения по фонетике, загадки – шутки, рифмованные упражнения.
Правильно подобранные задания способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют в выработке необходимых в жизни и учебе полезных навыков, качеств, знаний, умений.
Мною были составлены и подобраны задания-карточки по развивающему обучению для учащихся начальных классов. Наблюдая за детьми, в процессе работы убедилась в том, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом решают логические задачи, головоломки. Подбирать нужно их осмысленно преподношу системно и последовательно, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают.
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определять лишь объёмом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. И как раз этому могут помочь предлагаемые задания в карточках.
В своей совокупности логические задания пособия имеют цель:
Проверить уровень интеллектуального развития школьников.
Способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению видеть как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений.
3.Создать условия для развития творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Развивающие задания требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задания могут отпугнуть ребёнка. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребёнку удаётся осилить задание, у него появляется вера в свои силы, развивается умственный аппетит; а это значит, что цель задания достигнута.
Содержание заданий позволяет закрепить и расширить предусмотренные действующей школьной программой знания, умения, навыки, составлены с учётом Государственных стандартов начального образования Республике Казахстан.
Предлагаемые карточки могут быть использованы учителем как задания творческого уровня на уроках русского языка, математики, познания мира, внеклассных занятиях, кружках, проведении конкурсов смекалистых, в качестве олимпиадных заданий по предметам.
___________
СЛОН СЛОНИК СТРАУС КРОКОДИЛ
________ __________ __________ _______________
______ ________
ЛЕВ БЕЛКА СУСЛИК НОСОРОГ
_______ __________ __________ ____________
_____
Р О С И Н К А Л И С Т О Ч Е К П О Г О Д К А
Т Р А В И Н К А Д О Ж Д И Н К А Л У Ч И К И
Л И С Т О П А Д Т У Ч И О Б Л АКА
В Е Т Е Р О К Л Е С О С И Н К А
________________________________
П Е Р И Н А -___б.___зв. С В Ё К Л А - __б., __зв. Г Н Т В Р
Т Ф Р Д В
З Е Л Е Н Ь - __б., __зв. У Ш Ё Л - __б., __зв. К Н У М С
А И У Д Е
С О Л Ё Н Ы Й - __б.,__зв. Е л е н а - __б.,__зв.
Л Е С Н И К - __б.,__зв. П Р И Ё М - __б., __зв.
___________ кормит, а лень портит.
______________________________
______________________________
Т Ё П Л Ы Е -___б.___зв. Ё Ж И К И - __б., __зв. Т Д С П
Б В Р Д
С И Р Е Н Ь - __б., __зв. П Р И Ш Ё Л - __б., __зв. У Н В К Т
А Г И У
Ё Л О Ч К А - __б.,__зв. Е в а - __б.,__зв.
Г Н Е З Д О - __б.,__зв. З М Е Ё Н Ы Ш - __б., __зв.
Старый ___________ лучше новых двух.
Читать – с.
УЧИ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА:
ШКОЛА ОГОРОД ОРО
кла_ _ _бед в_рона
р_бята _гурец с_рока
учит_ль п_мидор в_р_бей
уч_ник яг_да к_рова
п_нал м_рковь гор_д
п_ртфель к_пуста _г_род
к_р_ндаш к_ртофель х_р_шо
дев_чка ябл_ко
к_ртон к_рзина ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
№ 1. Поставь ударение, подчеркни согласные парные
Наш огород.
От тёплых солнечных лучей ожила земля. Вот и первая травка.
Тонкие веточки деревьев потянулись к свету. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Здесь работают Демьян и Кузьма.
Старые ели смахивали с мёрзлых ветвей последний снежок. Зазвенела песнь зяблика. У старого пня ожили муравьи. Встала на ножки и первая травка. Храбрые воробьи купались в лужах. Яркий луч солнца съел последний снежок на полях.
№ 3. Раздели на слоги, подчеркни гласные, обозначающие 2 звука.
у маришы дома жывёт кот девочка назвала его шустриком во дворе жывёт собака жучка котёнок любит играть с собакой он хватает жучку за хвост и уши кто шыпит на кота это храбрый гусь гоша защищает жучку от шалуна ну и друзья
№ 4. Нарисуй звуковые схемы:
Я С Н А Я - __сл., __б., __зв. Д Р У З Ь Я - __сл.,__б.,__зв.
Ж И В О Т Н Ы Е -__сл., __б.,__зв. Я Б Л О Н Ь К А - __сл.,__б.,__зв
1. Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:___________________
пуговица молоток поварёнок
4 . Задание: составить слова, переставив буквы:
5. Найти лишнее слово:
6. Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?
летовеснапонедельник зима
7. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 - сзади. Сколько ног у животного?_______________________________________
8.Задание: составить слова на данной модели.
___________________________________
Придумай и допиши слова: ма _____, Ма______, та______, Та_______.
Медленно тянутся _сенние дни. Я иду по лесу. Грозно булькает ручей. Кр_ты нарыли кучки з_мли. На п_ляне ст_ят три р_бинки. Пылают красные яг_ды. Подл_тела стайка птиц. Р_бинки щедро отдали им св_и пл_ды. Сытые птахи не б_ятся лютой з_мы.
Упр.3.
Спиши, раздели на слоги слова, подчеркни согласные мягкие.Озаглавь.
Какой он, первый снег? Самый первый снег робок и тих. Ночью он медленно ложится на землю. З_мля вся проп_талась осенней влагой. Снег заснул на склоне х_лма. Он замёл птичьи сл_ды. Т_шина. Всё кругом спит. А снег всё идёт и идёт. Пушистым к_вром он укрыл землю.
Упр.4.
Определи границы предложений, спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое.Небо по т_мнело подул резкий ветер он низко гнал серые тучи тревожно шумели в_рхушки старых елей послышались странные звуки это кр_чали гуси они сп_шили на юг в _кно стучит х_лодная з_ма
Раздели на слоги и для переноса слова: мелькает, медленно, уйдёт.
Вставь пропущенные буквы, применив правило:«Чтобы проверить парный согласный, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная».
Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится хвост)
Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «к» получится рыбак) Появляется Королева Грамматика.
«Назови одним словом»
Зарубить на носу (запомнить).
Богатый человек (богач).
В час по чайной ложке (медленно).
Веселый человек (весельчак).
Повесить нос (грустить).
Сильный человек (силач).
Закончи начатые пословицы, собери их из частей.
Век живи…(век учись).
Жизнь дана… (на добрые дела).
Дружба – дружбой, а… (служба – службой).
Чужой ум хорошо, а… (свой лучше).
Добрая слава лежит, а… (дурная по свету бежит).
Маленькая дружба лучше… (большой ссоры).
Напишите слова, значения которых приведены ниже.
... – отверстие вулкана. ... – период, продолжающийся четверть года. ... – место на реке, где ее можно перейти. ... – наука о небесных светилах. ... – машина для уборки хлеба. ... – место, где скрещиваются улицы. ... – место, где производится добыча камня. ... – машина, приводящая в движение состав поезда. ... – самый быстрый ход лошади. ... – речь, произносимая одним актером. ... – металл с примесью земли в том виде, в каком его извлекают из шахты. ... – маленькие ячейки из воска, куда пчелы кладут мед.
()
Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой
Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них - гласные. Очень интересные буквы! Половина - волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а блоху - в огромный самолет. А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите! Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими-мягкими. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их? А вообще, что это за страна такая? Как она называется?
СКАЗКА О РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он. – Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут! – А что с вами случилось? – удивился Незнайкин. – Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья! Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Сад царя русского языка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца. Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения". И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать? Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать. Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело. Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно. Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?, были названы глаголами несовершенного вида. С тех пор существует два вида глаголов.
Старик – корень лес.
Не за синими морями, Не за дальними лесами, В стране слов Словарик Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них. И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить. А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо. Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксуник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило. А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.