Дидактический материал по теме "Местоимение" предназначен для учащихся шестого класса. Работа содержит занимательный материал: шарады, загадки, сказки. Также в ней имеются тесты, диктанты, различные упражнения. Рекомендуется к использованию на уроках закрепления и обобщения изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к теме "Местоимение"»
Дидактическийматериал
к теме «Местоимение»
Автор разработки:
учитель русского языка
МКОУ Елизаровская ООШ
Федосова Надежда Ивановна.
Дидактические материалы
к теме: «Местоимение»
Шарады
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода;
Местоимение – мой слог второй,
А в целом – столик школьный твой.
(Парта)
Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь,
А целое – тот предмет, который выбрасывают
Когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.
Что это?
(Якорь)
Начало – буква в слове плот,
Конец – местоимение.
А середина – пара нот.
Все вместе – поощрение.
(Премия)
Шутке-минутка
Какие личные местоимения, собравшись вместе, твердят, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
Упражнения
Определите разряд местоимений
Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце)
В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой. Все меня слыхали, зато не видал меня никто. (Эхо)
Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
Кто ничего не хочет, ни на что не надеется, тот не может быть художником.
Подберите к данным выражениям синонимы-фразеологизмы, в составе которых есть местоимения.
Очень поспешно двигаться, убегать – мчаться сломя голову, броситься со всех ног; нестись на всех парусах, скакать во весь опор;
успокоиться – прийти в себя;
быть в крайне возбуждённом состоянии – быть вне себя; выйти из себя;
быть в рассеянном, отрешенном состоянии – быть не в себе.
Замените указательные и определительные местоимения отрицательными и наоборот
Все кричат. (Никто не кричит)
Ничего не видит. (Всё видит)
Я в этом разобрался. (Я ни в чём не разобрался)
Ничем его не удивишь. (Всем его удивишь)
Ты такие игры любишь. (Ты таких игр не любишь)
Мы от этого отказываемся. (Мы ни от чего не отказываемся)
Это остановит нас. (Ничто не остановит нас)
Я ничего не говорил ему. (Я всё ему сказал)
Редактирование предложений
Какие речевые ошибки вы заметили?
В наше время много космонавтов побывало в космосе. Это были уже не одиночные полёты. Они находились в космосе по сто, а то и по двести суток. 2) На этой улице я чувствую себя как дома. 3) На него никто не обращает внимания. 4) Своя будущая профессия мне очень нравится. 5) В лесу много норок кротов. Я их видела. 6) Словарь представляет результат огромного труда учёных-языковедов. 7) Сколько сейчас время? 8) В сколько метрах от школы находится стадион?
Работа с текстом
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И не с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало,
А про это Ничего
И сказать-то нечего!
- Каков смысл этого шуточного стихотворения?
- Местоимения какого разряда играет ключевую роль в тексте стихотворения?
- Какие из слов являются формами одного местоимения?
- Вспомните правила, применяемые в изучении вами орфограммах (на материале данного текста).
Творческий диктант
Задание. Измените лицо, от имени которого ведётся повествование (с 1-го на 3-е). Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с задачей?
Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.
Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился у притолоки… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.
(В. Г. Короленко)
(Текстовые синонимы: Вася, герой повести, мальчик, сын, он).
(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое) (с) (кем), про нас, (ни) чьи, (не) (за) (что), (не/ни) кто, (не/ни) сколько.
С двумя любыми местоимениями составьте сложносочинённые предложения.
Карточка №3
В предложениях найдите местоимения. Подчеркните теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды местоимений.
Про наши дела скоро узнал кое-кто из царского окружения, и это нам было боком.
«Ни о чём не беспокойтесь, если Вы положили деньги в этот банк», - ответил нам по телефону чей-то мягкий голос.
Что же делать нам с тобой, если всё так глупо получилось?
Мы знаем, что нам нужно купить на день вашего рождения.
Карточка №4
От данных местоимений образуйте неопределённые и отрицательные местоимения.
Что, кто, чьи, сколько, о ком, с кем, про кого, чьего, кого.
С тремя местоимениями составьте сложные предложения, запишите их.
Творческое изложение
…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживает до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королём – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами…укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, - я бы не за что не согласился. Лучше я стану бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королём, но без библиотеки.
(Маколей)
- Можно ли догадаться, о ком идёт речь в отрывке, начинающемся с местоимением она? (По каким признакам?)
- Изложите содержание текста от 3-го лица. (Начать можно так: «Английский историк Маколей, живший в прошлом веке, обращаясь к маленькой девочке, писал, что…»)
- Составьте собственное рассуждение на тему «Моё отношение к чтению книг».
Контрольный диктант
На утренней заре
Рассвет только начинается. Небо безоблачно. Над узкой лентой речки расстилается туман. В такую раннюю пору здесь никого не встретишь. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками. Не хочется ни с кем говорить, да и не с кем. В утреннем тумане ничего не видно. Только отяжелевшая от росы трава прилегла к земле и блестит серебряными каплями. Воздух наполняется ароматом каких-то цветов.
Но вот пробежал лёгонький ветерок. В гнёздах проснулись птицы. Слышно, как кто-то сломал сучок. Лес наполнился птичьим пением. Издали доносятся чьи-то весёлые голоса. Через несколько минут на лесной тропинке показываются шестиклассники. Они пришли в лес для сбора лекарственных трав. Ни в какое время дня не бывает так хорошо в лесу, как ранним утром!
Тест №1.
Найдите словосочетания с неопределённым местоимением.
1) Улыбаться без всякой причины;
сделать что-нибудь;
в сени к нам летит.
Найти словосочетания с вопросительным местоимением.
1 ) Слева от меня деревья;
не кричи о себе;
который час?
Через некоторое время.
Найти словосочетание с личными местоимениями.
1) Я к вам пишу;
2) никому не верить;
3) надо мной яркое солнце
4) этот тёплый день.
Найти словосочетание с возвратным местоимением.
Никто не забыт;
живёт в том доме;
не думай о себе
видеть тебя.
Найти словосочетания с отрицательными местоимениями
Об этом ничего не знаю;
знает любой из вас;
ни за что не соглашусь;
быть с ними
Найти предложения с относительным местоимением.
Что подарить маме?
Я не знаю, что подарить маме.
Какой-то зверёк бежал по дороге.
Ответы: I. 2, II.3, III.1, 3, IV. 3, V. 1, 3, VI. 2.
Тест № 2.
Местоимение – это часть речи, которая
А) обозначает предмет;
Б) обозначает признак предмета;
В обозначает количество предметов;
Г) указывает на предмет, признаки, количество, но не называет их.
2. Личные – это местоимения, которые указывают на
А) лица, которые участвуют в разговоре;
Б) признак предмета по принадлежности;
В) неопределённые предметы, признаки, количества.
3. Притяжательные местоимения указывают на
А) лица, которые участвуют в разговоре;
Б) признак предмета по принадлежности;
В) неопределённые предметы, признаки, количества.
4. Вопросительные местоимения употребляются
А) в сложноподчинённых предложениях для связи в них простых предложений;
Б) в вопросительных предложениях.
5. Относительные местоимения употребляются
А) в сложноподчинённых предложениях для связи в них простых предложений;