Представленный дидактический материал предполагает широкий диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки до достаточно трудных случаев, требующих глубоких знаний.
Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
Основная цель представленных материалов – дать возможность учащимся поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить изученный материал, а также развивать их творческие способности.
Надеюсь, что составленный мною дидактический материал поможет поддержать желание школьников учиться, познавать, творить, выработать у ребенка желание постоянно развиваться, привить умение самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому использованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. »
Пояснительная записка
Представленный дидактический материал предполагает широкий диапазон трудностей: от обязательного минимума подготовки до достаточно трудных случаев, требующих глубоких знаний.
Дидактический материал носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
Основная цель представленных материалов – дать возможность учащимся поверить в свои силы, способствовать повышению интереса к знаниям, закрепить изученный материал, а также развивать их творческие способности.
Надеюсь, что составленный мною дидактический материал поможет поддержать желание школьников учиться, познавать, творить, выработать у ребенка желание постоянно развиваться, привить умение самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому использованию;
Автор материала (ФИО)
Беляева Наталья Витальевна
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
учитель русского языка
Образовательное учреждение
МОУ Степановская СОШ им. Н.К.Иванова
Название материала
Дидактический материал к занятиям по русскому языку в 9 классе.
Класс (возраст)
9 класс
Учебный предмет
Русский язык
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык». Теория. 5-9кл. М.: Дрофа, 2013г.;
Ю.С.Пичугова. Русский язык. Практика. 9 класс;
Е.И.Никитина. Русская речь. 9 класс.
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
текстовый материал
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
-
Цели,
Задачи материала
Основными целями представленных дидактических материалов являются:
-дать возможность учащимся поверить в свои силы,
- способствовать повышению интереса к знаниям,
-закрепить изученный материал, а также развивать их творческие способности.
Краткое описание работы с ресурсом
(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).
Работать с данным материалом можно на разных этапах учебного процесса:
при объяснении нового учебного материала,
при усвоении и закреплении учебного материала,
*при повторении пройденного материала.
Автор надеется, что данные материалы будут полезны всем учителям русского языка.
Представленные материалы являются универсальными. Учитель может применить их при изучении любой темы, изменив языковой материал.
Список использованной литературы.
Ссылки на Интернет - источники
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык». Теория. 5-9кл. М.: Дрофа, 2013г.;
Е.И.Никитина. Русская речь. 9 класс.
Ю.С.Пичугова. Русский язык. Практика. 9 класс;
Дидактический материал к занятиям по русскому языку в 9 классе.
Беляева Наталья Витальевна
учитель русского языка
МОУ Степановская СОШ им. Н.К.Иванова
высшая квалификационная категория
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отведено 68 часов. Весь учебный материал, предусмотренный для изучения в 9 классе, структурирован на блоки.
Бессоюзные сложные предложения. Сложные многочленные предложения с разнотипной связью.
Текст.
Повторение и систематизация изученного.
2ч.
5ч.
13 ч.
24ч.
11 ч.
10ч.
3.
Как показал опыт работы, наиболее оптимальные методики, которые необходимо использовать на уроках русского языка при коллективном способе обучения, - это ВПТ(взаимопередача тем), ВОЗ(взаимообмен заданиями), ВИЗ(взаимообмен индивидуальными заданиями) и методика ИЗ (индивидуальных заданий).
Методика взаимопередачи тем
Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Тема. Под темой мы будем понимать определённый изучаемый материал, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т. д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц. Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца (см. пример темы по русскому языку в приложении 1). Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого. Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины. Считается, что ученик готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.
Самостоятельное изучение темы. При самостоятельном изучении темы ученик работает следующим образом. Сначала читает и разбирается в первом абзаце (маленькой смысловой части) текста, озаглавливает его и пишет заглавие в специально отведённую для этого тетрадь. Далее решает те задачи из первой группы, которые относятся к этому абзацу. Решение задачи пишется в другую тетрадь или в ту же тетрадь, где пишется заглавие, но в другом месте. Потом он переходит к следующему абзацу и т.д. Таким образом, прорабатывая текст до конца, ученик в итоге имеет подробнейший (поабзацный) план теоретической части изучаемой темы и решения задач первой группы этой темы. После этого он приступает к решению задач второй группы. Когда все задачи второй группы решены, ученик сдаёт эту тему учителю или другому члену группы, который сможет проверить уровень освоения темы. К решению задач третьей группы ученик приступает неоднократно в течение учебного года, когда есть свободное время, когда появилось желание, когда предстоит работа над решением задач по индивидуальному плану.
Проверка темы. Учитель проверяет (принимает у ученика) тему следующим образом. Сначала проверяет наличие плана: является ли он достаточно подробным, не пропущены ли определённые детали и аспекты данной темы. Потом по пунктам плана проверяет уровень понимания темы. Далее проверяет правильность решения задач первой и второй групп. Проверяющий при первой необходимости может предложить ученику заново изучить определённые части текста, откорректировать план, пересмотреть решение некоторых задач и т.д. Он (проверяющий) должен дать определённую методическую установку, относящуюся к передаче, пересказу этой темы.
Подготовка дидактического материала Изучаемая по этой методике программа делится на темы. Оформляются тексты для этих тем. Устанавливается схема логических зависимостей тем. Составляются маршруты прохождения программы. Составляется табло учёта, в котором будет отмечаться, какие темы изучены учеником самостоятельно, какие уже проверены (сданы), какие темы изучены в парах, какие темы ученик сам передал (обучал) другому, по каким темам сделаны доклады, над чем работает в данный момент ученик и т.д.
Организация занятий Основная идея организации занятий проста. Сначала ученикам раздаются темы изучаемой программы, так, что разные ученики получают разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдаёт учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.
Алгоритм работы по методике ВПТ.
1.Прочитайте первый абзац и перескажите его.
2.Сформулируйте основную тему абзаца.
3.Сформулируйте тезис и запишите в тетрадь.
4.Ответьте на вопросы, предложенные в карточке.
5.Выполните упражнения , предложенные в карточке.
6.Далее работайте с карточкой по выше заданному алгоритму.
7.Перескажите всю тему по составленному плану.
8.Сдайте тему учителю.
9.Передайте изученную тему своему напарнику.
Методика взаимопередачи индивидуальных заданий
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и повторения пройденного материала. После того, как закончено изучение программы или какой-либо её части, выполнены задания, встает вопрос о проверке. Как участник учебного процесса сам должен понять, что все основные части этого раздела он освоил? Как он сам для себя это должен проверить, прежде чем выходить на контроль (сдавать тему преподавателю)? Для этого и применяется методика взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ). При этом работа в парах сменного состава используется не с целью освоения, не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью проверки, для обеспечения процесса индивидуальной работы, закрепления, обнаружения ошибок и работы над ошибками. Индивидуальные задания. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов и задач, которые участник образовательного процесса должен был освоить, изучая программу. Для того, чтобы сформировать индивидуальные задания, из темы (либо раздела, либо программы года, либо программы всего предмета) выделяются все важные моменты и к ним готовятся вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов по всей теме. Их может быть любое количество. Затем эти вопросы и задачи компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается некоторое число (любое) карточек. Оно не зависит от количества учащихся, оно зависит от числа типов вопросов и задач, которые нужно проверить. Количество вопросов и задач во всех карточках должно быть одинаковым. В одной карточке могут быть вопросы и задачи разного уровня сложности. Таким образом, индивидуальные задания должны отвечать следующим требованиям: · вместе взятый набор вопросов и задач должен покрывать весь раздел (либо программу года, либо программу предмета), по которому участник учебного процесса смог действительно проверить свои знания; · вопросы и задачи, находящиеся в одной карточке (одном индивидуальном задании) должны быть из разных частей раздела (либо программы года, либо программы предмета), чтобы участник мог проверить не только то, как он знает конкретные вопросы, но и то, как он ориентируется в целостности раздела (либо программы года, либо программы предмета); · некоторые наиболее важные вопросы и задачи должны повторяться в разных индивидуальных заданиях (карточках), чтобы участник, обсуждая один и тот же вопрос с разными напарниками, мог при необходимости скорректировать свое понимание.
Организация работы в сводном отряде. После того, как некоторые ученики освоили какую-то часть программы, организуется взаимопроверка. Для этого из закончивших изучение образуется сводный отряд. Членам этой сводной группы раздаются индивидуальные задания, которые они выполняют самостоятельно. Ученик, выполнивший свое индивидуальное задание, начинает его проверять в парах сменного состава с теми, кому тоже нужно провериться. Методика ВПЗ по форме очень похожа на методику Ривина – каждая часть задания прорабатывается в новой паре. Ученик с одним напарником проверяется по поводу первой задачи или вопроса, со вторым – по поводу следующей задачи и т. д. После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводного отряда о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава. Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «i« – то задание, над которым ученик работает в данное время. Ученик выполняет не все индивидуальные задания, а какой-то заранее определенный набор, чтобы охватить всю программу, которую повторяет. Номера заданий у разных детей могут совпадать, иногда это совпадение желательно. Могут совпадать и целые наборы. После выполнения необходимого перечня индивидуальных заданий ученик не ждет остальных, выходит из этого сводного отряда и направляется к дежурному учителю для реализации следующего пункта своего индивидуального плана. Этот же сводный отряд может пополняться за счет новых участников. Самостоятельная работа. Каждый член сводного отряда, получив свое индивидуальное задание, выполняет его самостоятельно. Например, в индивидуальном задании шесть вопросов и заданий. Эти задания предназначены для проверки с целью закрепления и повторения. Значит, на все вопросы ученик может принципиально ответить: он все это уже изучал. Если какой-то вопрос или задача вызывает затруднение, то выполняющий индивидуальное задание может восстановить забытое по своим записям или по учебнику. Он может подойти к любому ученику, но с конкретным вопросом, ответ на который займёт немного времени, например, забыл орфограмму. Но если все вопросы и задания даже первой попавшейся карточки у ученика вызывают затруднение, то он рано попал в этот сводный отряд и ему нужно вернуться в группу, где этот материал изучается. Работа в паре. Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава. После того, как ученик выполнил полностью свое индивидуальное задание (ответил на все вопросы и выполнил все задачи), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание и нуждается в его проверке). Первый ученик восстанавливает (письменно на черновике) весь процесс решения задачи либо дает развернутый ответ на свой вопрос. Он при этом, как правило, не заглядывает в свои записи. Его напарник, второй ученик, следит за изложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново выполнить задание. Затем второй ученик восстанавливает выполнение задания либо дает ответ на свой вопрос, а первый ученик работает с его ответом аналогичным образом. После этого пара распадается. Для проверки второго пункта своего индивидуального задания ученик ищет нового напарника. Таким образом, каждый пункт (вопрос, предложение) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.
Замечания. 1. Когда участнику сводного отряда в очередной карточке попадается вопрос, на который он уже раз отвечал, то очень важно так же подробно повторить ответ снова. В этот раз он работает в новой паре, а прежний проверяющий мог не очень хорошо знать этот вопрос, мог не заметить ошибок. 2. Если ученик садится в пару проверять первый пункт своего индивидуального задания, а его напарнику нужно проверять уже четвертый пункт его индивидуального задания, то для данной методики это не имеет значения. Главное, что каждый вопрос своего индивидуального задания участник должен проверять с новым напарником. 3. О самопроверке Человек проверяется у другого только тогда, когда сам себя проверить затрудняется. Существуют три уровня самопроверки: · Ученик по поводу решения любого задания ждёт подтверждения ответа, себе не доверяет. Например, выполняет задание, а потом обязательно смотрит ответ в ключе. Если ответы совпали, никто ему не сможет доказать, что он не прав. · Ученик в состоянии определить, когда его ответ верен, а когда нет. В ключ смотрит только тогда, когда сомневается. · Ученик в состоянии оценить не только верность ответа, а главное – верность выполнения задания. Он безошибочно определяет те места, где у него неуверенность, и только тогда идёт проверяться или смотрит ответ. Если общий уровень учеников достиг этой планки, можно нарушить методику: ученики сами определяют, по каким заданиям идти проверяться, а по каким нет; сами решают, в одной паре будут проверяться или в десяти. Но когда этот уровень не достигнут, нельзя нарушать основные принципы и моменты методики.
Алгоритм работы по методике ВИЗ
1 шаг. Прочитай напарнику свой первый вопрос, попробуй на него ответить. Обсуди этот вопрос с напарником.
2 шаг. Попроси напарника прочитать его первый вопрос и ответить на него. Обсудите его вопрос.
3 шаг. Аналогичная работа в новой паре и обсуждение 1, 2 вопросов из каждой карточки.
4 шаг. Аналогичная работа в новой паре и обсуждение 1,2,3 вопросов из каждой карточки.
5 шаг. Аналогичная работа в новой паре и обсуждение 1,2,3,4, вопросов из каждой карточки.(Если вопросов и карточек больше, значит, такая же работа продолжается.)
6 шаг. Выход на зачет к учителю всей группы.
Дидактический материал.
Блок1.1.
ВПТ. Сложносочиненное предложение (ССП)
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны, связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:
1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да(в значении ‘и’),ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;
2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;
3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да(в значении‘но’),однако, зато.
В ССП между простыми предложениями ставится запятая.
? Какое предложение называется сложносочинённым?
Как связаны между собой части ССП?
Как разделены друг от друга части ССП?
Чем отличаются ССП и ПП с ОЧП?
Упр. 1. Докажите, что данное предложение является ССП.
Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.
ССП нужно отличать от простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами. ССП и простые предложения с ОЧ схожи тем, что в них для связи использованы сочинительные союзы, они включают части, равноправные по смыслу; различаются тем, что ССП имеют несколько грамматических основ, а простые предложения с однородными членами имеют одну грамматическую основу.
? Чем схожи ССП и простые предложения с ОЧ?
Чем различаются ССП и простые предложения с ОЧ?
Расскажите о постановке знаков препинания в ССП и простом предложении с однородными членами с сочинительными союзами.
Упр. 2. Приведите пример ССП и простого предложения с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.
Блок 1.2.
ВПТ. ССП с соединительными союзами.
В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (по функции сочинительных союзов). В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения). Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. В одних случаях выражается одновременность двух или нескольких действий, явлений, событий. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (Л.); Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы (Л. Т.); Намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли (П.). Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.).
Если в ССП есть общий второстепенный член или общее вводное слово, то запятая между частями ССП не ставится.
? Какие соединительные союзы вы знаете?
Какие отношения могут выражаться в
ССП? Как вы понимаете временные отношения, одновременность нескольких
действий?
Что такое общий второстепенный член предложения?
Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения.
Упр. 1.
- Приведите пример ССП со значением одновременности описываемых действий.
- Найдите общий второстепенный член предложения, составьте схему предложения.
Сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга.
Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении - последовательность действий или состояний. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (Арс.). Сложносочиненные предложения с союзом и могут выражать причинно-следственные отношения, которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (У.). Повторяющийся союз ни...ни придает сложносочиненному предложению значение отрицательного перечисления и взаимоисключения, например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (С.-Щ.). Союзы также и тоже придают второй части сложносочиненного предложения присоединительный оттенок значения, например: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арс.).
? Какие значения выражаются в ССП с соединительными союзами?
Какой союз придаёт ССП значение отрицательного перечисления?
Расскажите о правописании союзов тоже, также; какое значение они придают второй части ССП?
Упр. 2. Определите значения в ССП.Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (Шол.); Она ушла, и меня выбрали на эту должность.
Блок 1.3.
ВПТ. ССП с противительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.). Значение противопоставления, ограничения, несоответствия выражается при помощи союза но, например: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (П.); Солнце село, но в лесу еще светло (Т.). Близок по своему значению к союзу но союз однако (однако ж), например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (С.-Ц.).
? Какие противительные союзы вы знаете?
Какие отношения выражаются в ССП с противительными союзами?
Упр. 1. Докажите, что это предложение сложносочинённое, расставьте знаки препинания, определите отношения в ССП между его частями.
Ученье - свет а неученье - тьма (посл.).
Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях, например: Я проснулся, да лень одолела (Т.); Хороша каша, да мала чаша (погов.). Союз зато, помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный оттенок возмещения, например: Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса (Н.). Выражая противопоставление в сложном предложении, ЖЕ имеет добавочное значение усилительной частицы и выделяет в смысловом отношении первое слово во второй части, после которого обычно ставится. Например: Березы распустились, дубы же стояли обнаженными (Ч.).
? В значении какого союза употребляется союз ДА в ССП со значением противопоставления?
Как определить вид отношений в ССП?
Какая частица может использоваться в значении противительного союза?
Упр. 2. Приведите примеры предложений со значением противопоставления, сопоставления, используя разные противительные союзы.
Блок 1.4.
ВПТ. ССП с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли...ли, то...то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, взаимоисключение.
? Какие разделительные союзы вы знаете?
Какие отношения выражаются в ССП с разделительными союзами?
Упр. 1. Найдите и запишите предложения с разделительными союзами. Определите значения между частями ССП.
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит (Л.).
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.).
Или грудь в крестах, или голова в кустах.
То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
Союз или (иль), выражающий отношения взаимоисключения, может быть одиночным или повторяющимся, например:; Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Ч.). Такие же разделительные отношения выражаются при помощи союза либо, например: Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.). Двойные союзы ли...ли, ли...или придают высказыванию оттенок перечисления, например: Плохо ли вам было у Плюшкина, или, просто, по своей охоте гуляете по лесам да дерете проезжих? (Т.). Повторяющийся союз то...то указывает на чередование действий или явлений, на последовательную их смену, например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Т.). Союзы то ли...то ли, не то...не то вносят в высказывание оттенок предположительности, например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер (Фад.).
? С помощью каких союзов может быть выражено значение взаимоисключения? С помощью каких союзов может быть выражено значение чередования явлений?
Упр. 2. Приведите примеры ССП со значением взаимоисключения, чередования явлений (по 2 предложения). Составьте схемы этих предложений.
Сложноподчиненное предложение (СПП)
Общие сведения Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью. Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения, например: Известно, что слоны в диковину у нас (Кр.); Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.). Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания. Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как, хотя и в этом и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения. Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимозависимости, взаимосвязи. И хотя формальный показатель подчинения, указывающий на необходимость другой части предложения, находится в придаточной части, главная в свою очередь не всегда обладает достаточной самостоятельностью, поскольку по тем или иным причинам требует придаточной части, т.е. структурно предполагает ее. Взаимосвязанность частей проявляется в смысловой и структурной неполноте главной части, в наличии в ней соотносительных слов, а также второй части двойного союза, в особых формах сказуемого. Например, в предложении Он чувствовал, что все это не идет к ней и не будет воспринято ею (М. Г.) главная часть требует обязательного распространения, так как глагол чувствовать переходный, сильно управляющий. В предложении: Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (Л.) местоимение тот, выполняющее роль соотносительного слова в главной части, нуждается в наполнении конкретным содержанием. В предложении: Когда ночью пришли с обыском, то обитатели квартиры решили защищаться (Л. Т.) главная часть содержит слово-частицу то, являющееся вместе с союзом когда в придаточной части структурным связующим элементом. В предложении переходного типа: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.) первая часть содержит особую форму сказуемого не успел в сочетании с инфинитивом совершенного вида и обозначает действие, не закончившееся к тому моменту, как совершилось действие, названное во второй части предложения. Таким образом, части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое.
Чтобы определить вид СПП, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному и указать, что поясняет придаточное предложение: слово, словосочетание или всё главное предложение.
Блок 2.1.
ВПТ. СПП с придаточными изъяснительными (дополнительные).
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал(чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).
? Как можно определить вид придаточного предложения?
На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
Что уточняют, дополняют, поясняют придаточные изъяснительные?
Упр.1. Докажите, что предложения являются СПП с придаточным изъяснительным.
До сих пор спорят, кто принял такое важное решение. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся.
СПП с придаточным изъяснительными требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то, с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому, что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер).
Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, частицы ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем, частицы ли в значении союза.
Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.
? В каком качестве может использоваться указательное местоимение в главном предложении?
С помощью чего в СПП придаточное присоединяется к главному?
Почему косвенная речь передаётся СПП с придаточным изъяснительным?
Упр. 2. Приведите примеры (2 предложения) СПП с придаточным изъяснительным, используя различные средства связи.
Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.
Мама попросила: " Найди в Интернете нужную для моей статьи информацию".
Блок 2.2.
ВПТ. СПП с придаточными определительными.
Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения (определяемое слово), выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.
Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов (местоимений и наречий): какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как.
Например: На всякий случай открыла кладовку,кудауборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).
? Что поясняют придаточные определительные?
С помощью чего придаточные определительные присоединяются к главной части?
Упр. 1. Определите вид СПП, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (М. Горький).
Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части:
Мы подошли к реке, правый берегкоторойзарос густым колючим кустарником.
Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой. Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).
СПП с придаточным определительным близки СПП с придаточными местоимённо - определительными, относящимися не к существительным, а к местоимениям, которые употребляются в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др. Местоимённо-определительные придаточные отвечают на вопросы кто именно? что именно?
Например: Кто ищет, тот всегда найдёт.
? Расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.
Для чего в главном предложении могут использоваться указательные слова?
Чем местоимённо - определительное отличается от придаточного определительного?
Упр. 2.
- Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространствезвёзды. 2. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил.
- Запишите пример СПП с местоимённо - определительным придаточным.
Блок 2.3.
ВПТ. СППс придаточными обстоятельственными:
Придаточные обстоятельственные предложения в СПП относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время и др.
Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.
Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:
1) места (союзные слова: где, куда, откуда; вопросы: где? куда? откуда?): Там, где нет воли, нет и пути.
2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только; вопросы: когда? как долго? с каких пор?): Когда ты позвонил, я спала.
3) условными (союзы: если, коли (устар.); вопросы: при каком условии?): Если он пригласит меня в кино, я пойду.
4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.); вопросы: почему? отчего?): Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.); вопросы: зачем? с какой целью?): Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.
6) следствия (союз так что, вопрос: что из этого следует?): Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.
7) уступительными (союз хотя, вопросы: несмотря на что? вопреки чему?): Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.
8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем; вопросы: как? лучше, больше, меньше чего?): Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.
9) образа действия и степени (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как; вопросы: каким образом? в какой мере или степени?): Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки
? К чему относятся придаточные обстоятельственные?
Как определить вид придаточного обстоятельственного?
На какие виды делятся СПП с придаточными обстоятельственными?
Упр. Выпишите номера СПП с придаточными обстоятельственными, определите их вид.
1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.
Блок 2.4.
ВПТ. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.
Особенность придаточных присоединительных заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.
Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные словачто (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:
И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце,что(= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что, являющееся подлежащим.
СПП с придаточными присоединительными синонимичны ССП с союзом И.
Например: Он был слишком серьёзен, почему (и поэтому) мы и не решились начать разговор.
? В чем состоит особенность придаточных присоединительных?
Чем можно заменить средства связи в придаточных присоединительных?
С какой целью нужно это делать?
Упр. Докажите, что данные предложения являются СПП с придаточными присоединительными.
Я здоров,чегои вам желаю.Он опаздывал,отчегомы не могли начать представление вовремя. Дождь пошёл, почему и пришлось прекратить работу.
Блок 2.5. ВПТ. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными.
В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
Если при последовательном подчинении придаточных предложений в составе сложноподчиненного рядом оказываются союзы что и если , чтои когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Если же далее идет вторая часть союза - то или так, то запятая не ставится. Например: Она сказала ему,что, еслион не придет, надо позвонить и предупредить; Она сказала ему,что еслион не придет,тонадо позвонить и предупредить.
? Объясните, что такое последовательное подчинение.
Сколько главных предложений может быть в СПП с последовательным подчинением?
Расскажите об особенностях постановки знаков препинания на стыке союзов
что и если , чтои когда, так что и хотя.
Упр.1. Постройте схему предложения, определите вид подчинения.
Приближается час которого я не люблю потому что уже давно потерял сон.
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Линейная схема:
Иерархическая схема:
б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:
Линейная схема:
Иерархическая схема:
? Что такое разнотипные придаточные?
Почему присловные придаточные одного типа относятся к параллельному подчинению?
Почему параллельное подчинение названо именно так?
Упр. 2. Найдите предложение с параллельным подчинение, составьте его схему. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни на берег бежали женщины и дети. Слышно было, как над полем пел жаворонок, как кого-то передразнивал скворец и как вдали куковала кукушка.
3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):
Линейная схема:
Иерархическая схема:
В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например:
Линейная схема:
Иерархическая схема:
? На какие вопросы отвечают придаточные в СПП с однородным подчинением?
Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в СПП с однородным подчинением.
Чем похожи СПП с однородным подчинением и простые предложения с однородными членами?
Упр. 3. Постройте схемы предложений, определите вид подчинения.
Я видел, как она уходила, и как он долго смотрел ей вслед.
Он объяснил, что нам придётся уйти как можно скорее, и добавил, что даст нам немного еды в дорогу.
Я подумал, что пора уже двигаться, чтобы быть к вечеру там, где мы должны были встретиться.
Ему явно было больно, он задыхался, и сердце его бешено стучало, когда, наконец, приехала скорая.
Блок 3.1.
ВПТ. Бессоюзное сложное предложение. БСП со значением перечисления.
Бессоюзное сложное предложение — это такое предложение, в котором простые части объединяются в одно целое без союзов, с помощью интонации и смысла.
Смысловые отношения в бессоюзных предложениях, как и в союзных, зависят от смысла простых частей, входящих в состав сложного. Но в союзных предложениях значение выражено чётко, так как на значение предложения указывают союзы. Например, союзы но, а указывают на противопоставление, союзы потому что, так как — причину, если — условие, несмотря на то что — уступку, так что— следствие.
Таким образом, при бессоюзной связи смысл предложения в устной речи передаётся с помощью интонации, а на письме с помощью запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.
Значение бессоюзных сложных, предложений разнообразно:
• значение перечисления в устной речи передаётся интонацией перечисления, па письме — запятой или точкой с запятой; • значение причины(потому что), пояснения (а именно) в устной речи передаётся интонацией пояснения, на письме — двоеточием; • значение противопоставления(а, но), времени (когда), условия (если), следствия (так что).
? Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
Как могут быть связаны между собой части БСП?
Какие виды БСП выделяются по значению?
Чем похожи и чем отличаются БСП от ССП и СПП?
Как выражаются в устной и письменной речи смысловые отношения между простыми
предложениями в составе БСП?
Упр.1. Замените бессоюзные сложные предложения возможными вариантами союзных и бессоюзных предложений. Укажите, какой смысл они передают.
О б р а з е ц. Ворота были распахнуты настежь, мы беспрепятственно вошли во двор. — Ворота были распахнуты настежь,имы беспрепятственно вошли во двор. Ворота были распахнуты настежь,так что мы беспрепятственно вошли во двор.Благодаря тому чтоворота были распахнуты настежь, мы беспрепятственно вошли во двор. Ворота были распахнуты настежь — мы беспрепятственно вошли во двор.
1. Был замечательный тихий вечер; мы вышли погулять. 2. Вечер настал — жара стала спадать.
3. Собака сорвала голос: вместо яростного лая доносился визг.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления в устной речи произносятся с интонацией перечисления. На письме между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая: Под утро погода сменилась, пошёл снег, поднялся ветер (В. Белов).
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой, если части слабо связаны по смыслу или части предложения распространены и внутри частей сложного предложения уже имеются запятые: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (Максим Горький).
? С какой интонацией произносятся БСП со значением перечисления?
Когда между предложениями в составе БСП ставится запятая, точка с запятой?
Упр.2. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Солнце казалось мне тускло лучи его меня не грели. 2. Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось. 3. Я углубился в виноградную аллею ведущую в грот мне было грустно.
Блок 3.2.
ВПТ. БСП со значением пояснения, причины, дополнения (изъяснения).
Структура, смысловые отношения, пунктуация в бессоюзных сложных предложениях
В бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения содержится две части: 1) вторая часть объясняет причину того, о чём говорится в первой части, она синонимична придаточному причины (между частями можно вставить союзы потому что, так как); 2) вторая часть поясняет или дополняет содержание первой части (между частями можно вставить союзы а именно, что или глаголы и увидел, и услышал, и почувствовал).
Первая часть сложного предложения обычно произносится с интонацией, которая указывает на незавершённость, требует дополнения, объяснения причины, вторая часть произносится с интонацией пояснения, уточнения.
? Назовите интонационный и смысловой опознавательный признак постановки знаков препинания.
Назовите союзы, вставляя которые можно проконтролировать постановку двоеточия в бессоюзном
сложном предложении.
Упр. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Спишите. Над двоеточием надпишите союз или глагол, который можно подставить для проверки: потому что, что, а именно, и увидел, и услышал, и почувствовал.
1. Когда я вошёл, все замолчали: говорили, видно, обо мне (М. Лермонтов). 2. Никто приёмник не выключал: никто не хотел тишины (А. Алексин). 3. Поддержать ра..говор не составило большого труда: старик говорил за двоих (В. Агафонов). 4. Я пр..помнил: с ним я познакомился в союзе моряков (К. Паустовский). 5. Только учти: это настоящее и..пытание, а не какие-нибудь детские игрушки (А. Алексин). 6. Ей казалось, что бе..делушки в гостиной ловят солнечный свет (А. де Сент-Экзюпери).
Творческая работа
По опорным материалам составьте бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.
О б р а з е ц. Мне нравится смотреть передачи о природе: из них всегда узнаёшь много нового.
1. Я не люблю смотреть передачи о ... . 2. Мне неприятно ... . 3. Меня радует .... 4. Меня огорчает ... .
Блок 3.3.
ВПТ. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия, сравнения .
В устной речи части бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия, сравнения разделяются паузой, а на письме — тире. Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий: Татьяна в лес — медведь за ней (А. Пушкин).
Опознавательный признак: части сложного предложения разделяются паузой; значение первой части —противопоставление, время, условие, следствие; значение второй части — сравнение.
Средства самопроверки: между частями предложения можно подставить союзы: и, а, но, так что, как; перед первой частью союзы если, когда.
? Какой знак препинания ставится в БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия, сравнения?
Какие опознавательные знаки можно использовать для определения значенийпротивопоставления, времени, условия, следствия, сравнения в БСП?
Какие поверочные союзы можно использовать в БСПсо значением противопоставления, времени, условия, следствия, сравнения?
Упр. Спишите предложения. Над знаком, разделяющим простые предложения в составе сложного, надпишите союз или союзное слово, которое можно поставить на месте знака. Составьте схемы предложений.
1. Есть солнце — будут и бабочки (В. Набоков). 2. Много снега — много хлеба (Пословица). 3. Ума нет — руками не рассудишь (Пословица). 4. Разбогател Кондрат — забыл, где его брат (Пословица). 5. Спрашивала она — он вздрагивал от её голоса (И. Шмелёв).
Методика ВИЗ
Виз-1( ССП )
1.Какое предложение называется простым?
2.Какое предложение называется сложным?
3.Чем отличается сложное предложение от простого?
4.На какие группы делятся сложные предложения?
Виз-2( ССП)
1.Какие средства связи используются в союзном предложении?
2.Какие средства связи используются в бессоюзном СП?
3. Какие союзы употребляются для соединения простых предложений ССП ?
4.На какие группы делятся ССП?
ВИЗ -3 (ССП)
1.Какие отношения могут выражаться в ССП?
2.Чем отличается ССП от СПП?
3.Чем отличается ССП от бессоюзного СП?
4.Какие знаки препинания ставятся в ССП ?
Виз-4 (ССП)
1.Ставятся ли знаки препинания в ССП , если есть общий второстепенный член?
2.В каких случаях между простыми предложениями в ССП ставится тире?
3.Каковы признаки ССП?
4.Назовите сочинительные союзы по разрядам?
ВИЗ-1.(СПП)
1 Какое предложение называется СПП ?
2.Какие средства связи используются в СПП?
3.Какие союзы соединяют простые предложения в СПП?
4.Как отличить союз от союзного слова?
ВИЗ-2(СПП)
1.В какой позиции может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
2.Какие знаки препинания ставятся в СПП?
3.Как определить главное и придаточное предложение ?
4.На какие виды делятся СПП?
ВИЗ-3(СПП)
1.Чем отличается СПП от ССП?
2.Чем отличается СПП от БСП?
3.Чем похожи СПП и ССП?
4.Чем похожи СПП БСП?
ВИЗ-4(СПП)
1.На какие вопросы отвечает придаточное определительное?
2.На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
3.На какие вопросы отвечает придаточное обстоятельственное?
4.Назовите особенности присоединительных придаточных.
ВИЗ-1(БСП)
1.Какие предложения называются Бессоюзными Сложными Предложениями?
2.Как выражаются в устной и письменной речи смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП?
3.Чем похожи БСП и ССП?
ВИЗ-2(БСП)
1. Каковы основные признаки БСП?
2.Какие виды БСП вы знаете?
3.Как определить вид БСП ?
4. Каким предложениям синонимичны БСП со значением перечисления?
ВИЗ-3(БСП)
1. Какие знаки препинания ставятся в БСП со значением перечисления?
2.На какие виды делятся БСП со значением перечисления?
3. Каким предложениям синонимичны БСП со значением противопоставления?
4. Какие знаки препинания ставятся в БСП со значением противопоставления?
ВИЗ-4(БСП)
1. Каким предложениям синонимичны БСП со значением причины?
2. Каким предложениям синонимичны БСП со значением пояснения, изъяснения, дополнения?
3. Какой знак препинания ставится в БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, дополнения?
4. Каким предложениям синонимичны БСП со значением времени, условия, следствия?
ВИЗ-5 (БСП)
Расскажите об условиях выбора знаков препинания в БСП.
Методика ИЗ
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
1.Наконец мы забрались на Гуд-гору остановились и оглянулись над ней висело серое облако.
2.Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
3.Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.
4.Он поднял глаза и увидел над садом торжественно сияло небо.
5.Снизу хорошо было видно колонна автомашин уже спускалась с перевала.
6.Пора вставать уже семь часов.
7.Уже семь часов пора вставать.
8.Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры скользили над строками.
9.Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.
10.Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга.
11.Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
12.Лето припасает осень поедает.
13. Сказала что-то я он начал хохотать.
14.Художник зеркало своей среды в нем отражается общество нация и время.
15.Антарктида единственный в своем роде континент здесь нет границ и собственности на землю.
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
1.Наконец мы забрались на Гуд-гору остановились и оглянулись над ней висело серое облако.
2.Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
3.Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.
4.Он поднял глаза и увидел над садом торжественно сияло небо.
5.Снизу хорошо было видно колонна автомашин уже спускалась с перевала.
6.Пора вставать уже семь часов.
7.Уже семь часов пора вставать.
8.Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры скользили над строками.
9.Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.
10.Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга.
11.Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
12.Лето припасает осень поедает.
13. Сказала что-то я он начал хохотать.
14.Художник зеркало своей среды в нем отражается общество нация и время.
15.Антарктида единственный в своем роде континент здесь нет границ и собственности на землю.
Пунктуация в СПП с несколькими придаточными.
1.Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком ,который трудится, и тем обществом ,на пользу которого направлен этот путь.
2.Дерсу сообщил мне ,что зимой ,когда начинают замерзать реки ,все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек ,где им легче найти пропитание.
3.Перестань говорить тотчас же, когда заметишь .что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
4.Уменье сказать именно то ,что нужно и именно ,так чтобы нас слушали и понимали есть великое уменье ,которое дается очень немногим ,но которым никто не имеет права пренебрегать.
5.Горцы говорят, что лягушка только потому до сих пор без хвоста, что приклеить его оставила на завтра.
6.Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.
7.Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив и кто отнят войной.
8.Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
9.Весною, когда, ухая по ночам ,тают в лесных оврагах снега и ясные ключи поблескивают над желтой травой, когда ветер то угонит за край земли белые облака, то налетит на талые ветки, лес зашумит медленно, словно колдует, зазывая вешние воды.
10.В первую минуту я не мог сообразить, где я, и что со мной, и отчего мне трудно двигаться с места.
11.Слышно было, как над полем пел жаворонок ,как кого-то передразнивал скворец, и как вдали куковала кукушка, и как давала сигнал об опасности сорока.
12.На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что, если в тихую погоду туман подымается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя.
13.Я ждал ее рассказа и молчал, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
14.Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев.
15.Уж кричали третьи петухи и заря начинала заниматься, когда он уехал.
16.Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.