kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания при сложноподчиненных предложениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Знаки препинания в сложных предложениях»

 

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

 

Цель – повторить и систематизировать знания о сложных предложениях; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме.

Задачи:

  •  знать виды сложных предложений;
  • уметь разграничивать части сложных предложений;
  • закрепление навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при сложноподчиненных предложениях»

«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  Ибо никто не властен над твоим добром…»  Шалва Александрович Амонашвили

«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -

Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -

Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -

Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром…»

Шалва Александрович Амонашвили

Добро  по словарю Даля В.И. 1) вещественно все имущество или достаток 2) в духовном значении  благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина 3) нар.  Хорошо, ладно Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Добро

  • по словарю Даля В.И.

1) вещественно все имущество или достаток

2) в духовном значении благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина

3) нар. Хорошо, ладно

Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Знаки препинания в сложных предложениях Урок русского языка в 11 классе   1

Знаки препинания в сложных предложениях

Урок русского языка

в 11 классе

1

Цель

Цель

  • повторить и систематизировать знания о сложных предложениях; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи:
  • знать виды сложных предложений; уметь разграничивать части сложных предложений;
  • закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Задание 3. Определите значение слова « добро » в предложении « Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро » 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра, 3. 0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. 1 2 Все верны 3

Задание 3. Определите значение слова « добро » в предложении « Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро »

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).

2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра,

3. 0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.

1

2

Все верны

3

Задание 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? звонИшь премИровать черпАть вклЮчим

Задание 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

звонИшь

премИровать

черпАть

вклЮчим

Задание 5. В одном из приведенных ниже словосочетаний неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку. ДОБРОТНЫЙ человек ДОБРЫЙ взгляд ДОБРОТНЫЙ дом ДОБРЫЙ день

Задание 5. В одном из приведенных ниже словосочетаний неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку.

ДОБРОТНЫЙ человек

ДОБРЫЙ взгляд

ДОБРОТНЫЙ дом

ДОБРЫЙ день

Добротный .Отличающийся высоким качеством, обладающий большой прочностью.  Добрый 1) а) Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. б) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. 2) а) Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. б) Выражающий расположение, сочувствие. в) Проникнутый расположением к людям. г) Основанный на желании добра людям; нужный, полезный. д) Благоприятный, одобрительный. 3) а) Связанный с кем-л. взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий. б) Основанный на взаимном расположении. 4) а) Приносящий удачу, успех; благоприятный.б) Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное. 5) Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения. 6) а) разговорный. Очень хороший. б) Опытный, искусный в своем деле. 7) разговорный. Значительный по величине, силе и т.п.; большой.
  • Добротный .Отличающийся высоким качеством, обладающий большой прочностью.
  • Добрый 1) а) Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. б) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. 2) а) Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. б) Выражающий расположение, сочувствие. в) Проникнутый расположением к людям. г) Основанный на желании добра людям; нужный, полезный. д) Благоприятный, одобрительный. 3) а) Связанный с кем-л. взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий. б) Основанный на взаимном расположении. 4) а) Приносящий удачу, успех; благоприятный.б) Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное. 5) Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения. 6) а) разговорный. Очень хороший. б) Опытный, искусный в своем деле. 7) разговорный. Значительный по величине, силе и т.п.; большой.
с пятидесятью рублями петь ещё звонче все инженеры их забота

с пятидесятью рублями

петь ещё звонче

все инженеры

их забота

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня в…ерховье орнам…нт к…снулся отб…рает

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня

в…ерховье

орнам…нт

к…снулся

отб…рает

Дать определение

Дать определение

Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложные союзные. 1. Сделал доброе дело - сердце радостью наполнилось. 2. Добро побеждает - зло погибает. 3. В беде другу помогаешь - себя от многих бед спасаешь. 4 Посеешь добрый характер - пожнешь добрую судьбу. 5. Добро желаешь - добро и делай.

Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложные союзные.

1. Сделал доброе дело - сердце радостью наполнилось.

2. Добро побеждает - зло погибает.

3. В беде другу помогаешь - себя от многих бед спасаешь.

4 Посеешь добрый характер - пожнешь добрую судьбу.

5. Добро желаешь - добро и делай.

Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? [  ] , ( ) Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов)   Если желаешь себе добра, не делай зла другому.  Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе.   ( ), [  ] [ ,(), ]

Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?

[ ] , ( )

Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов)

Если желаешь себе добра, не делай зла другому.

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе.

( ), [ ]

[ ,(), ]

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Задание № 18)   Пока вы молоды(1) сильны(2) бодры(3) не уставайте делать добро.  Ответ _____

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Задание № 18)

  • Пока вы молоды(1) сильны(2) бодры(3) не уставайте делать добро.

Ответ _____

  • Худо тому (1) кто добра не делает(2) никому. Ответ _____
  • Ты никому не можешь быть судьей(1) пока к добру не обращен(2) душой. Ответ _____
  • 4. Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение который стоило бы любого разговора. Ответ ____
  • 5. Доброта — качество(1) излишек которого(2) не вредит. Ответ _____
  • 6. Добро(1) которое ты делаешь от сердца(2) ты делаешь всегда себе. Ответ _____
Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.
  • Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.

Например: Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском.

2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Например: Это кто такие и что им надобно?

Тренинг по пунктуации.   1.Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше. 2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей. 3.Было уже часов десять и над садом светила полная луна. 4.В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Тренинг по пунктуации.

1.Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше.

2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

3.Было уже часов десять и над садом светила полная луна.

4.В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. (задание 15)

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. (задание 15)

  • 1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов. 
  • 2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки  так и достоинства «Полтавы». 
  • 3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку. 
  • 4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя. 
  • 5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.
Физкультминутка

Физкультминутка

В сложноподчиненных предложениях с однородным соподчинением придаточных знаки препинания ставятся по правилам, действующим при выделении однородных членов предложения Мы думали, как найти дорогу и где переночевать . , и Мы думали, как найти дорогу, где переночевать .

В сложноподчиненных предложениях с однородным соподчинением придаточных знаки препинания ставятся по правилам, действующим при выделении однородных членов предложения

Мы думали, как найти дорогу и где переночевать .

,

и

Мы думали, как найти дорогу, где переночевать .

Стечение союзов  Запятая между союзами ставится , если дальше не следует вторая часть двойного союза ТО,ТАК, НО. (придаточное предложение может быть опущено)

Стечение союзов

Запятая между союзами ставится , если дальше

не следует вторая часть двойного союза ТО,ТАК, НО.

(придаточное предложение может быть опущено)

Расставьте знаки препинания. Задание №19 Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) и (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконцев все время подымалась тихая струя.

Расставьте знаки препинания.

Задание №19

Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) и (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконцев все время подымалась тихая струя.

Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. Ответ_____    Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Ответ _____  Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует. Ответ _____ Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. Ответ ____
  • Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. Ответ_____
  •   Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Ответ _____

  • Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует. Ответ _____
  • Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. Ответ ____
Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. Ответ______ В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой. Ответ _____ С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. Ответ ______  

Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. Ответ______

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой. Ответ _____

С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. Ответ ______

 

Самостоятельная работа  « Своим путем»     Когда тобою реш…но Добит(?)ся бл…городной цели, То остаётся лиш(?) одно:  Осущ…ствить мечту на деле. И вот, покинув отчий дом, Идёш(?), исполн…нный отваг.., И пусть овраги, пусть коряги, Ты всё равно идёш(?) своим путём. То круто (в)верх, то резко (в)низ, Взлетел опять – и (в)новь ра…шибся. А (с)лев… смех, а справ… свист: «Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»   А ты всё дальше, (на) пролом, И видиш(?) скво…ь туман и слёзы: Всё шире даль. Всё ближе звёзды. - И ты (не)зря идёш(?) своим путём!  И ты вс…гда иди своим путём.  Юлий Ким.

Самостоятельная работа « Своим путем»

 

  • Когда тобою реш…но
  • Добит(?)ся бл…городной цели,
  • То остаётся лиш(?) одно:
  • Осущ…ствить мечту на деле.
  • И вот, покинув отчий дом,
  • Идёш(?), исполн…нный отваг..,
  • И пусть овраги, пусть коряги,
  • Ты всё равно идёш(?) своим путём.
  • То круто (в)верх, то резко (в)низ,
  • Взлетел опять – и (в)новь ра…шибся.
  • А (с)лев… смех, а справ… свист:
  • «Эй! Призн…вайся, что оши…ся!»
  •  
  • А ты всё дальше, (на) пролом,
  • И видиш(?) скво…ь туман и слёзы:
  • Всё шире даль.
  • Всё ближе звёзды.
  • - И ты (не)зря идёш(?) своим путём!
  • И ты вс…гда иди своим путём.

Юлий Ким.

Вырази свои чувства с помощью  сложных предложений

Вырази свои чувства с помощью

сложных предложений


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Знаки препинания при сложноподчиненных предложениях

Автор: Петрова Ирина Николаевна

Дата: 28.01.2019

Номер свидетельства: 497493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения" (обобщение) "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "180262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425144935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства