Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при сложноподчиненных предложениях»
«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -
Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -
Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром…»
Шалва Александрович Амонашвили
Добро
по словарю Даля В.И.
1) вещественно все имущество или достаток
2) в духовном значении благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина
3) нар. Хорошо, ладно
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Знаки препинания в сложных предложениях
Урок русского языка
в 11 классе
1
Цель
повторить и систематизировать знания о сложных предложениях; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи:
знать виды сложных предложений; уметь разграничивать части сложных предложений;
закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Задание 3.Определите значение слова «добро» в предложении«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро»
1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).
2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра,
3. 0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.
Задание 5.В одном из приведенных ниже словосочетанийневерноупотреблено выделенное слово. Исправьте ошибку.
ДОБРОТНЫЙ человек
ДОБРЫЙ взгляд
ДОБРОТНЫЙ дом
ДОБРЫЙ день
Добротный .Отличающийся высоким качеством, обладающий большой прочностью.
Добрый 1) а) Благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. б) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. 2) а) Свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. б) Выражающий расположение, сочувствие. в) Проникнутый расположением к людям. г) Основанный на желании добра людям; нужный, полезный. д) Благоприятный, одобрительный. 3) а) Связанный с кем-л. взаимным расположением, симпатией, дружбой; близкий. б) Основанный на взаимном расположении. 4) а) Приносящий удачу, успех; благоприятный.б) Содержащий, предвещающий что-л. приятное, радостное. 5) Ничем не опороченный, не запятнанный; достойный уважения. 6) а) разговорный. Очень хороший. б) Опытный, искусный в своем деле. 7) разговорный. Значительный по величине, силе и т.п.; большой.
спятидесятью рублями
петь ещё звонче
все инженеры
их забота
Задание 8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня
в…ерховье
орнам…нт
к…снулся
отб…рает
Дать определение
Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложные союзные.
1. Сделал доброе дело - сердце радостью наполнилось.
2. Добро побеждает - зло погибает.
3. В беде другу помогаешь - себя от многих бед спасаешь.
4 Посеешь добрый характер - пожнешь добрую судьбу.
5. Добро желаешь - добро и делай.
Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?
[ ] , ( )
Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов)
Если желаешь себе добра, не делай зла другому.
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе.
( ), [ ]
[ ,(), ]
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Задание № 18)
Пока вы молоды(1) сильны(2) бодры(3) не уставайте делать добро.
Ответ _____
Худо тому (1) кто добра не делает(2) никому. Ответ _____
Ты никому не можешь быть судьей(1) пока к добру не обращен(2) душой. Ответ _____
4. Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение который стоило бы любого разговора. Ответ ____
5. Доброта — качество(1) излишек которого(2) не вредит. Ответ _____
6. Добро(1) которое ты делаешь от сердца(2) ты делаешь всегда себе. Ответ _____
Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.
Например: Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском.
2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Например: Это кто такие и что им надобно?
Тренинг по пунктуации.
1.Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше.
2.В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.
3.Было уже часов десять и над садом светила полная луна.
4.В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. (задание 15)
1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов.
2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».
3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку.
4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя.
5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.
Физкультминутка
В сложноподчиненных предложениях с однородным соподчинением придаточных знаки препинания ставятся по правилам, действующим при выделении однородных членов предложения
Мы думали, как найти дорогу и где переночевать .
,
и
Мы думали, как найти дорогу, где переночевать .
Стечение союзов
Запятая между союзамиставится, если дальше
не следует вторая часть двойного союза ТО,ТАК, НО.
(придаточное предложение может быть опущено)
Расставьте знаки препинания.
Задание №19
Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) и (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконцев все время подымалась тихая струя.
Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. Ответ_____
Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Ответ _____
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует. Ответ _____
Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. Ответ ____
Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. Ответ______
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой. Ответ _____
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. Ответ ______