kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задание ЕГЭ № 22. Риторический вопрос. Риторическое обращение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал, связанный с изучением изобразительно-выразительных средств синтаксиса.Практический материал взят из поэтических и прозаических текстов писателей 19-21в.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание ЕГЭ № 22. Риторический вопрос. Риторическое обращение.»

Риторический  вопрос 2025

Риторический вопрос

2025

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС – изобразительно–выразительное  средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего ответа. Иными слова, риторический  вопрос  задаётся  без  цели  получить  от собеседника  ответ.  Образно  называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата  – «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной  выражаемую  мысль,  усилить эмоциональное  воздействие  на  читателя. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? (Ф. Достоевский) Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. Шолохов)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего ответа. Иными слова, риторический вопрос задаётся без цели получить от собеседника ответ. Образно называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата – «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной выражаемую мысль, усилить эмоциональное воздействие на читателя.

А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? (Ф. Достоевский)

Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. Шолохов)

    Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации,  поиска  ответа,  а  для выражения состояния эмоционального размышления) Вопрос–утверждение  или  вопрос– отрицание На  кого  не  действует  новизна? (А.П.  Чехов) Где  найду  исход  желанный? Где воскресну я душой?   (В.А.  Жуковский)

 

 

Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации, поиска ответа, а для выражения состояния эмоционального размышления)

Вопрос–утверждение или вопрос– отрицание

На кого не действует новизна? (А.П. Чехов)

Где найду исход желанный? Где воскресну я душой?

 

(В.А. Жуковский)

«Любовница» – дивное русское слово, И как бы ты смел на него напасть, Когда оно – жизни твоей основа И в нем сочетались любовь и страсть?! (И. Северянин) И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят – все лучшие годы! (М. Лермонтов) Египту речь моя звучала как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг мой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? (В. Брюсов)

«Любовница» – дивное русское слово,

И как бы ты смел на него напасть,

Когда оно – жизни твоей основа

И в нем сочетались любовь и страсть?!

(И. Северянин)

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

(М. Лермонтов)

Египту речь моя звучала как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг мой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?

(В. Брюсов)

Но как можно уйти и самоустраниться (а впереди еще – полжизни), когда надо спасать отечество, когда людям надо открывать глаза на правду, когда надо реанимировать души людей и размораживать их мозги? (В. Солоухин) Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?

Но как можно уйти и самоустраниться (а впереди еще – полжизни), когда надо спасать отечество, когда людям надо открывать глаза на правду, когда надо реанимировать души людей и размораживать их мозги? (В. Солоухин)

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?

Риторическое  восклицание

Риторическое восклицание

РИТОРИЧЕСКОЕ  ВОСКЛИЦАНИЕ – изобразительно–выразительное  средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно  сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.

  Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, что  и,  как,  какой,  сколько,  ну  и,  ишь как, ишь что, ещё бы и др.) Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного  наклонения  глагола (пусть,  пускай,  да,  давайте  и  др.) Как  он  умел  забыть  себя! Да  здравствует  солнце,  да  скроется  тьма! Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного  междометия  (о,  ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас,  класс,  батюшки,  боже  мой, увы,  ого,  вот  те  на,  браво,  чёрт возьми  и др.) О,  если  б  голос  мой  умел  сердца  тревожить!  (А.С.  Пушкин) (А.С.  Пушкин) (А.С.  Пушкин)

 

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, что и, как, какой, сколько, ну и, ишь как, ишь что, ещё бы и др.)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного наклонения глагола (пусть, пускай, да, давайте и др.)

Как он умел забыть себя!

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного междометия (о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми и др.)

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

(А.С. Пушкин)

(А.С. Пушкин)

(А.С. Пушкин)

О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь).  Перед астрономом –только легкие облачка и спирали слабого света. А в действительности это – целые миры, тысячи солнц и планет, миллионы лет всех форм бытия, борьбы, исканий, осуществлений! (Брюсов) Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! (Мятлев)

О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь).

Перед астрономом –только легкие облачка и спирали слабого света. А в действительности это – целые миры, тысячи солнц и планет, миллионы лет всех форм бытия, борьбы, исканий, осуществлений! (Брюсов)

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

(Мятлев)

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство (Ф. Тютчев) Как были те выходы в тишь хороши! Безбрежная степь, как марина (Б. Пастернак)

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство

(Ф. Тютчев)

Как были те выходы в тишь хороши!

Безбрежная степь, как марина

(Б. Пастернак)

Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! (Н. Гоголь). Закрыв лицо, я видел сквозь толщу век и рук скользящие тени… Какая бесплодность усилий, какая не выносимая печаль! (А. Толстой)

Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!

(Н. Гоголь).

Закрыв лицо, я видел сквозь толщу век и рук скользящие тени… Какая бесплодность усилий, какая не выносимая печаль!

(А. Толстой)

Но память былого Все крадется в сердце тревожно… О, если б без слова Сказаться душой было можно! (А. Фет) Как ясно, как ласково небо! Как радостно реют стрижи Вкруг церкви Бориса и Глеба! (В. Брюсов)

Но память былого

Все крадется в сердце тревожно…

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

(А. Фет)

Как ясно, как ласково небо!

Как радостно реют стрижи

Вкруг церкви Бориса и Глеба!

(В. Брюсов)

Какую власть имеет человек, Который даже нежности не просит! Я не могу поднять усталых век, Когда мое он имя произносит. (А. Ахматова) И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, – Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твое! (А. Блок)

Какую власть имеет человек,

Который даже нежности не просит!

Я не могу поднять усталых век,

Когда мое он имя произносит.

(А. Ахматова)

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, –

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

(А. Блок)

Риторическое обращение

Риторическое обращение

РИТОРИЧЕСКОЕ  ОБРАЩЕНИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по существу (не существующим в реальности  или  отсутствующим  в  момент  речи  по той или иной причине). Используется для того, чтобы  привлечь  внимание  читателя,  способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – изобразительно–выразительное средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по существу (не существующим в реальности или отсутствующим в момент речи по той или иной причине). Используется для того, чтобы привлечь внимание читателя, способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния.

Обращение  к  вещам Обращение  к  явлениям  природы Дорогой,  многоуважаемый  шкаф!  Приветствую твоё существование… (А.П.  Чехов) Тучки небесные, вечные странники! Обращение  к  абстрактным  понятиям Обращение  к  стране  (земле, малой родине,  Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь  вы,  будто,  как  я  же,  изгнанники. Прости  ж  и  ты,  моя свобода! (А.С.  Пушкин) (М.Ю.  Лермонтов) Русь  моя,  жизнь  моя,  вместе  ль  нам  маяться? городу и др.) (А.А.  Блок)

Обращение к вещам

Обращение к явлениям природы

Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)

Тучки небесные, вечные странники!

Обращение к абстрактным понятиям

Обращение к стране (земле, малой родине,

Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.

Прости ж и ты, моя свобода! (А.С. Пушкин)

(М.Ю. Лермонтов)

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

городу и др.)

(А.А. Блок)

Легкий, легкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? (В. Жуковский) О старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой! (А. Блок) Свобода! Свобода! Кто понял тебя, Тот знает, как вольны разливные реки (К. Бальмонт)

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

(В. Жуковский)

О старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

(А. Блок)

Свобода! Свобода! Кто понял тебя,

Тот знает, как вольны разливные реки

(К. Бальмонт)

Номинативно-выделительная функция риторического обращения может быть усилена междометием и лексическим повтором как в составе самого. О, весна без конца и без краю —  Без конца и без краю мечта!  Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!  И приветствую звоном щита!                                 А. А. Блок. 

Номинативно-выделительная функция риторического обращения может быть усилена междометием и лексическим повтором как в составе самого.

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!                                

А. А. Блок. 

Роль риторического обращения в тексте Усиление эмоционального эффекта.  Помогает читателю почувствовать настроение автора. 2.Привлечение внимания.  Выделяет ключевые мысли и подчёркивает важность идеи. 3.Создание образности.  Делает текст более выразительным и живым. 4.Связь с читателем.  Помогает установить эмоциональный контакт между автором и аудиторией.

Роль риторического обращения в тексте

  • Усиление эмоционального эффекта.

Помогает читателю почувствовать настроение автора.

2.Привлечение внимания.

Выделяет ключевые мысли и подчёркивает важность идеи.

3.Создание образности.

Делает текст более выразительным и живым.

4.Связь с читателем.

Помогает установить эмоциональный контакт между автором и аудиторией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задание ЕГЭ № 22. Риторический вопрос. Риторическое обращение.

Автор: Скавронская Ольга Александровна

Дата: 14.01.2025

Номер свидетельства: 663546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку развития речи  на тему:  «Публичное выступление на общественно значимую тему». "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-riechi-na-tiemu-publichnoie-vystuplieniie-na-obshchiestvienno-znachimuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "216858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433166188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства