Презентация реализуется на уроках русского языка и литературы. Направлено на изучение темы «Лексика» в 5 классе. Решается ряд задач: пополнение знаний учащихся о словарной системе русского литературного языка; знакомство с новым разделом науки о языке – фразеологией; выявление зависимости употребления слов от разных условий их использования в речи; формирование у учащихся умение находить в тексте и употреблять в собственной речи изучаемые лексические и фразеологические явления, обосновывая необходимость их использования, активизировать работу со словарями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В мире крылатых слов »
В мире крылатых слов.
План 1. Крылатые слова. 2. Откуда берутся фразеологизмы. 3. Виды фразеологических единиц. 4. Сфера употребления фразеологизмов.
Цель доклада
познакомить с научным понятием- крылатые слова;
возникновение фразеологизмов;
выделить виды фразеологических единиц;
определить сферу употребления фразеологизмов.
«Чудом из божиих чудес» назвал наш язык замечательный мастер художественного слова К. Г. Паустовский. Он считал, что не каждому открываются секреты русского слова , а лишь тому, кто чувствует сокровенную прелесть языка и притягательность, очарование нашей земли.
- Ой, слово вылетело из головы…
Неосторожное слово слетело с языка.
Наверное, вам не раз приходилось слышать такие высказывания, причём говорят именно «слово вылетело», а не выбежало, выпрыгнуло, выпало…
Слово не воробей, вылетело
–не поймаешь!
Так неужели слова «летают»?
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - так называют меткие выражения, вошедшие в общее употребление (например:на тебе лица нет, выйти из себя, волк в овечьей шкуре, дело в шляпе и подобные).
Устойчивые словосочетания и выражения изучает особый раздел науки о языке –ФРАЗЕОЛОГИЯ, а сами слова с крыльями называютсяФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Откуда берутся фразеологизмы
Исконно русские
сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянские
как зеницу око,
не от мира сего
Из разных
профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к
общему
знаменателю
Крылатые
Крылатые слова и выражения, созданные писателем
слова из мифологии
Голый король
ахиллесова пята,
Счастливые часов не наблюдают
нить Ариадны,
дамоклов меч
Виды фразеологических единиц
Фразеологические единства
Фразеологические сочетания
Фразеологические сращения
Фразеологические сращения
Мы часто слышим такое выражение: «Человек он не серьёзныё, целыми днями бьёт баклуши или без конца лясы точит».
например у Некрасова: «Он отвечает без запинки. Смеется… - Проверяешь? Да? Ну, на этом деле я собаку съел». Происхождение этого фразеологизма остается для нас загадкой, это фразеологическое сращение .
Фразеологические единства
Имей в виду: этот человек
все еще держит камень за
пазухой, доверять ему нельзя.
Фразеологические единства составляют образные выражения, смысл которых можно объяснить, если истолковать словосочетания в переносном значении: держать камень за пазухой – замышлять что-то недоброе, закусить язык – замолчать.
В составе фразеологических единств можно выделить сравнения, метафорические эпитеты, гиперболы, литоты, каламбуры, синонимы, антонимы.
В составе фразеологическихединств можно выделить:
Литоты: хвататься за соломинку; с маково зернышко.
Сравнения: как корова языком слизала; (идет) как корове седло; как банный лист (пристал)
Метафорические эпитеты: железная хватка; луженая глотка; золотые руки
Гиперболу: золотые горы; море удовольствия; на сколько хватает глаз.
Фразеологические сочетания.
Эта группа фразеологизмом представляет собой устойчивые обороты, значение которых мы понимаем в прямом смысле, но один из компонентов самостоятельно не употребляется. Например, говорят потупил взор, потупил голову, но нельзя сказать «потупил руку», «потупил палку», так как глагол потупить в значении «опустить! Имеет фразеологические связанное значение и по этому употребляется только в устойчивых сочетаниях.
«Тянуть кота за хвост» —
надолго затягивать какое-либо решение или дело.
«Не разлей вода» —
дружные ребята.
«Витать в облаках» — мечтать.
Писатели ценят фразеологические единицы и охотно используют их, чтобы усилить выразительность речи. Множество крылатых слов подарил нам И. А. Крылов, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов. Фразеологизмы используются в разных стилях речи