kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологическая основа пьесы А.Н. Островского «Не от мира сего»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крылатые слова представляют собой особый лексический пласт в русском языке, хотя по своей специфики и функциям тесно связаны с фразеологизмами. Фразеологизмы пьесы "Не от мира сего"  прочно вошли в разговорную речь. В тексте пьесы выявлено 46 крылатых выражений. В данно работе рассмотрена специфика данных языковых единиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологическая основа пьесы А.Н. Островского «Не от мира сего»»

Фразеологическая основа пьесы А.Н. Островского

«Не от мира сего»

«Не от мира сего» — пьеса («семейные сцены») в трёх действиях Александра Островского. Драматург работал над пьесой в конце 1884 года, будучи тяжело болен, стараясь выполнить обещание, данное артистке Полине Стрепетовой, написать новую пьесу для её бенефиса. Обещание сдержал и премьера пьесы состоялась 9 января 1885 года в Петербурге на сцене Александринского театра.

Название пьесы выражено крылатым выражением. «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» В. Серова дает следующее толкование выражению «не от мира сего» – «Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 18, ст. 36) приведены слова Иисуса, сказанные им римскомунаместнику в Иудее Понтию Пилату: «Иисус отвеча: Царство Мое не от мира сего...» [Серов 2008: 158].

Тема честности и лжи, хороших и злых людей, любви, семьи лежит в основе повествования «Не от мира сего». Идея заключается в том, что любовь обостряет все чувства и болезни. Действия и слова людей могут разбить человека, что окончательно сведет его с ума и он не выдержит этого. Пьеса поражает не столько тематическим своеобразием, сколько своим лексическим богатством.

Как и большинство пьес, в произведение преобладают диалоги. Несколько главных монологов принадлежат Ксении и Елохову. Монолог последнего показывает нам, какую роль играет герой в событиях. Елохов является серединой между духовностью и расчетом. В монологе Ксении о любви видно её отношение к поступкам мужа, многочисленным обманам, она считает, что оставаться женой такому человеку было бы безнравственно. Именно в монологах и диалогах героев присутствуют крылатые выражения, придающие речи динамизм, экспрессивность и необходимую живость.

В тексте пьесы выявлено 46 крылатых выражений. Все они представлены больше в диалогах следующих героев:

  • Мардария – 3(«Пьешь его - сладко, а выпил – пустота какая-то… весь человек связан» [Островский 2014: 282], «Потому крыльев нет. И рад бы полететь, да взяться нечем, «уже это грех сказать» [Островский 2014: 288]);

  • Муругова – 1 («У порядочного человека везде дом: где он, там и дом» [Островский 2014: 291]);

  • Кочуева - 4 («На таких девушек надо  любоваться издали…» [Островский 2014: 286], «О деле,  говорит, завтра: «Утро вечера мудренее»» [Островский 2014: 287], «…я им поперек горла стал» [Островский 2014: 288] и «удовольствиям надо отдаваться редко, очень редко; тогда только они и приятны, тогда только и ценны. Мы  забываем дни поста и молитвы» [Островский 2014: 293]);

  • Барбарисова – 11 («Она тоже любит Ксению Васильевну, но благоразумия не теряет» [Островский 2014: 283], «А ведь разочаровываться-то в надеждах не легко. Ведь приносишь жертвы» [Островский 2014: 291], «…я хочу, чтоб каждый  получал должное, по своим заслугам» [Островский 2014: 294]и др.);

  • Елохова – 18 («А после, пожалуй, что-нибудь выйдет наружу» [Островский 2014: 288], «Кабы вашими устами да мед пить» [Островский 2014: 291] и др.);

  • Хеонии - 5 («И опять же новые порядки пойдут: с ног собьешься» [Островский 2014: 295] и др.);

  • Снафидины – 1 («Ничего тут дурного нет. Цветок -ведь это невинность; уж что может быть непорочнее цветка?» [Островский 2014: 293]);

  • Ксении – 3 (« Ах, сделайте одолжение, не обращайте на меня никакого внимания! Я только счел приятной обязанностью» [Островский 2014: 289], «что меня хоть немножко поразит днем, во  всю ночь потом мне представляется и во сне и наяву» [Островский 2014: 294], «Я убита, уничтожена! Он унес мою душу. …Он, как ребенка, нянчит меня на руках» [Островский 2014: 296]).

Все представленные в тексе пьесы крылатые выражения выполняют функции лаконизма и выразительности.



























ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнольд И. В. Семантика, стилистика, интертекстуальность. СПб,  1999.

  2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., 2006.

  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995 .

  4. Бабайцева В.В. Теория, 5-11кл. М., 2005.

  5. Бабайцева В.В., Шаталова В.М. Виды разбора на уроках русского языка: пособие для учителя.М., 2011.

  6. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.М., 2000.

  7. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.,2008.

  8. Берков П.Н. Краткая литературная энциклопедия. М., 2000.

  9. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. М., 2004.

  10. Веллер М.И. Технология рассказа. М., 2003.

  11. Водолазкая С. В. Предметная неделя русского языка в школе. М., 2005.

  12. Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Федоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. М., 2000.

  13. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русского языка. М., 2006.

  14. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э, Фомина М.И. Современный русский язык /для филологических специальностей и вузов. М., 2014.

  15. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. М., 2008.

  16. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М., 2012.

  17. Дудников Е.В. Лексика и фразеология русского языка /пособие для факультативных занятий в 7-8классах. М., 2000.

  18. Душенко К. В. Большой словарь цитат и крылатых выражений. М., 2000.

  19. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. « Просвещение». – 1980.

  20. Зерчанинов А. А. Значение А. Н. Островского. М., 2006.

  21. Зерчанинов А. А. Образы в произведениях Островского. М., 2013.

  22. Зерчанинов А. А. Островский как мастер драматург. М., 2013.

  23.  Казак В. Лексикон русской литературы XX. М., 1996. 

  24. Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.,1987.

  25. Козырев И.С. Современный русский язык фразеологии и лексикографии. М., 2009.

  26. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. М., 2000.

  27. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. М., 2006.

  28. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 2007.

  29. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. М., 2000.

  30. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. М., 2013.

  31. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М., 2007.

  32. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков. М., 2007.

  33. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка / А.И. Молотков. М., 2008.

  34. Ожимкова В.В. А. Н. Островский и Н. В. Берг. М., 2004.

  35. Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. Т. 3. М., 2014.

  36. Программа общеобразовательных учреждений: русский язык, 5-11 классы / С.И. Львова. М., 2006.

  37. Разумовская М.М., Лекант П.А. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.. 2003.

  38. Рахимова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к единому государственному и централизованному тестированию по русскому языку. Ростов – на – Дону. - 2003.

  39. Савченко А. Н. Общее языкознание (совместно с В. В. Иоффе). — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2005.

  40. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2008.

  41. Сидоренко К.П. Словарь крылатых выражений Пушкина. СПб., 1999. 

  42. Сидоренко К. П. Интертекстовые связи пушкинского слова. СПб., 1999. 

  43. Сидоренко К. П. Школьный словарь крылатых выражений Пушкина. СПб., 2005. 

  44. Скорнякова, М. Ф. Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи / В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. М, 2010.

  45. Современный русский язык / В.А. Белошапкова. Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. М., 2009.

  46. Современный русский язык. Т. 1 / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 2007.

  47. Текучев А.В. Методике русского языка в средней школе. М., 2007.

  48. Телия В.Н. Что такое фразеология? М., 2006.

  49. Шанский Н.М. Основные свойства и приемы стилистического использования фразеологических оборотов / Н.М. Шанский. // Русский язык в школе. - 1957. - №3. - с. 13-21.

  50. Шанский Н.М. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., 2002.

  51. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» / Н.М. Шанский. М., 2005.

  52. Шулежкова С.Г. Словарь крылатых выражений из области искусства. М., 2005.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеологическая основа пьесы А.Н. Островского «Не от мира сего»

Автор: Сорокина Инна Юрьевна

Дата: 04.07.2017

Номер свидетельства: 423679


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства