Просмотр содержимого документа
«урок в 11 классе на тему "Причастие"»
Тип урока – изучение нового материала.
Цель:
познакомить учащихся с особой формой глагола – причастием;раскрыть морфологические признаки причастия;
отрабатывать умения и навыки находить причастия и определять их морфологические признаки;
прививать любовь к красоте природы.
Структура урока:
1-ЫЙ ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА .
2-ОЙ ЭТАП – ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Решить тест.
3-ИЙ ЭТАП – ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
.
.
1………………общий язык.
2………………голыми руками.
3………………себе цену.
4……………….у моря погоды.
5………………на носу.
6……………..Америку.
7………………поперек горла.
8……………….с лица земли.
9………………..в огонь и в воду.
10………………голову на плечах.
Думали-прошедшее, …………….-настоящее
Отвечают-изъявительное, отвечай-……………….
Строить-2спр, хотеть-…………………
Рашеть-сов.вид, ………………-несов.вид
Оуончить-………………… играющий-причастие,
Надеть-…………………… ………………-деепричастие
1лицо ед.ч-……………….. одевающий-действительное,
Причастие-……………….. ……………..-страдательное
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
В ДОМАШНЕМ УПРАЖНЕНИИ В СТИХОТВОРЕНИИ Д. КЕДРИНА «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» ВСТРЕЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА :
УЛЕТАЮТ УЛЕТАЮЩИЙ
МИНОВАЛО МИНОВАВШИЙ
ЛЕЖАТ ЛЕЖАЩИЕ
СПРЯТАЛСЯ СПРЯТАВШИЕСЯ
УЛЕГСЯ УЛЕГШИЙСЯ
ОПУСТИЛСЯ ОПУСТИВШИЙСЯ
ПОВИС ПОВИСШИЙ
- К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА?
-ПОСМОТРИТЕ НА СЛОВА В ПРАВОЙ КОЛОНКЕ.
-РАЗЫГРАЙТЕ УЧЕНЫЙ ДИАЛОГ-СПОР, В КОТОРОМ ОНИБУДУТ ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ДАННЫЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯГЛАГОЛАМИ, А ДРУГИЕ НЕТ.
РАБОТА В ПАРАХ:
РАБОТА В ПАРАХ:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕНОГО ДИАЛОГА-СПОРА.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ:
ЗАПИСЬ ЧИСЛА;
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.
П Р И Ч А С Т И Е
ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ЕГО ДЕЙСТВИЮ
ПТИЦЫ (ЧТО ДЕЛАЮТ?) УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ (КАКИЕ?) УЛЕТАЮЩИЕ
КАКОЙ КАКАЯ КАКИЕ
1.ОТНОСЯТСЯ К ВИДУ: 1. ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО:
*СОВЕРШЕННОГО (УЛЕГШИЙСЯ) *РОДАМ;
*НЕСОВЕРШЕННОГО (УЛЕТАЮЩИЕ) *ЧИСЛАМ;
*ПАДЕЖАМ;
2.ОТНОСЯТСЯ К : 2. СКЛОНЯЮТСЯ КАК
*НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ;ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
*ПРОШЕДШЕМУ ВРЕМЕНИ.
4-ЫЙ ЭТАП– ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
ГРАМКОНСТРУКТОР
Часто радует
Начало осени
сентябрь
теплыми днями
октябрь
да
это
А) Сентябрь да октябрь – это начало осени часто радует
теплыми днями.
Б) Сентябрь да октябрь –это начало осени.
Затяжные дожди
Тоскливое ненастье
Холодные ветры
Наступили в ноябре
и
это
А) Затяжные дожди и холодные ветры – это тоскливое ненастье
наступит в ноябре.
Б) Затяжные дожди и холодные ветры – это тоскливое ненастье.
(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё (не)закрытая черной приближающ..йся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..н(?)ые окна постоянно видна была молния. (Не)смолкающ..е ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращавш..гося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящ..й на высок..м берегу реки и ничем (не)защищ..н(?)ый от ветров. Когда мой испуг прошёл, я принялся расспрашивать, что такое молния отчего она зажигается, отчего гремит гром. Всю ночь с (не)ослабева..щ..м интересом слушал я рассказы отца. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей кроватке и спал (не)пробудным сном до поздн..го утра.
Озаглавьте текст.
Выпишите из текста причастия.
От глагола держали образуйте все возможные формы причастий
От какого слова образовано слово (не)защищ..н(?)ый
Выпишите словосочетания:
А) с главным словом-причастием, Б) с зависимым словом – причастием.
6. Укажите предложения, в которых:
А) причастный оборот стоит перед определяемым словом,
Б) причастный оборот стоит после определяемого слова.
7. Найдите предложения с нерасставленными знаками препинания и с пунктуационной ошибкой. Перепишите эти предложения, правильно расставив знаки препинания. Разберите одно из предложений по членам.
8. выполните морфологический разбор одного причастия
9. выполните морфемный разбор одного причастия.
10. вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите эти слова.
Образовать от глаголов радует, наступит причастия с помощью суффикса - ющ
Радует
радующий
Наступит
наступающий
Составить с ними предложения
Нарисовать узор, повторив направление движения этой непрерывной линии, которое зафиксировано цифрами у падежных точек. Для этого расположите в том же порядке заданные существительные, вставив гласную в их окончания
Пряжка на туфл…
Заблудиться в ущель…
Прийти из бан…
Задеть по случайност…
Подойти к изгород…
Плыть по речк…
Исчезнуть в метел…
Приблизиться к алле…
Болеть от старост…
Для слабых учеников индивидуальная работа:
Выполнение упражнения 47
Образовать от встретившихся глаголов
причастия:
Заблудиться + -ш- (заблудившийся)
Прийти + -ш- (пришедший)
Подойти + -ш- (подошедший)
Задеть + -вш- (задевший)
Плыть + -вш- (плывший)
Исчезнуть + -вш- (исчезнувший)
Приблизиться + -вш- (приблизившийся)
Болеть + -юш- (болеющий)
Эмоциональная разрядка – игра «Баранья голова»:
Условия игры:
Я произношу глагол, вам надо образовать причастия. Если ученик не может назвать слово, то все хором говорят «Баранья голова»
Читать писать лететь
Говорить смотреть облетать
1. Укажите, какой глагольный признак отсутствует у причастия.