Учитель специальных (коррекционных) классов С.А. Мальченко
1.Учить различать названия предметов по вопросам кто это? что это? формировать умение правильно употреблять слова, отвечающие на вопросы кто? что? в предложении.
2.Развивать логическое мышление, внимание, обогащать словарный запас, корригировать грамматический строй речи.
3.Воспитывать мотивацию к учению, адекватную самооценку.
Индивидуальная шкала самооценки, словарные слова, схемы-опоры, филворд, круг со словами
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к уроку и даёт задание. -Сядет тот, кто назовёт слово, обозначающее предмет. | Учащиеся называют предмет и садятся за парту. | Этот этап мобилизует учащихся для дальнейшей работы на уроке, быстро включает в тему. |
2.Актуализация опорных знаний учащихся | - Вспомните, как называется тема, по которой мы работаем на уроке русского языка. - Над какой проблемой мы работали на прошлом уроке? -Опираясь на схемы-опоры сформулируйте правило, к которому мы пришли на прошлом уроке. | - Слова. обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что? -Учились делить слова на группы по вопросам кто? что? -О людях и животных спрашивают кто? Об остальных предметах- что? | Опора активизирует память учащихся . |
3.Целеполагание | -Сегодня мы продолжим изучение темы « Слова, отвечающие на вопрос кто? что?» -На какой ступени лестницы знаний мы находимся? -Чему бы вы хотели научиться на уроке сегодня? -Как вы думаете, для чего на парте шкала самооценки? | - На этапе закрепления и применения. -Правильно ставить вопросы кто? что?, применять изученное правило. -Оценивать свою работу на уроке. | |
4.Планирование | -Солнышко знаний освещает план, который мы сегодня должны выполнить на уроке. -Озвучьте его и назовите, чего в нём недостаёт. | Учащиеся озвучивают план: Минутка чистописания Словарная работа Работа в парах. Игра Работа по учебнику ? Домашнее задание Дети отвечают, что недостающий пункт –рефлексия, самооценка. | |
5.Работа по теме урока (реализация пана) | 1. минутка чистописания -Определите какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания Я вам дам подсказки. Подсказка № 1. -Эта буква находится в лишнем среди трёх слов слове. Найдите его. -Знамя. Девочка. Слон. Подсказка № 2 -Эта буква обозначает согласный, мягкий непарный звук. -Определите закономерность и допишите ряд до конца строки. ма мо му м.. м.. 2.словарная работа | -Лишнее слово-знамя, потому что слова слон и девочка отвечают на вопрос кто? А знамя на вопрос что? -Согласная буква м. -Согласная буква пишется в соединении с гласными. (Пишут до конца строки) | Слова написаны на карточках с иллюстрациями. Учащиеся 3 группы выполняют задание по карточке-показу. |
| -Вспомните и запишите все словарные слова, которые начинаются на букву м. -Что общего у всех этих слов? -А теперь самопроверка. Проверьте написанные слова и оцените себя по шкале самооценки. | -Записывают с комментированием слова: Москва, машина, молоток, мороз, морковь. -Все слова отвечают на вопрос что? Проверяют по словарику написанные слова и оценивают по шкале самооценки. | Учитель уточняет с детьми , какие цвета у шкалы обозначают какую оценку, напоминает критерии оценивания. |
| 3.Работа в парах -Прочтите слова. -Какое задание можно придумать к ним. Учитывая тему урока?- -Как можно организовать эту работу в паре? -Какая пара готова? -Оцените совместную работу в паре. | Читают слова: -Заяц, рубашка, телефон, телевизор, воробей, конь, нож, арбуз, птица. -Разделить слова на группы, отвечающие на вопросы кто это? что это? -Один ученик будет выписывать слова, отвечающие на вопрос кто?, второй на вопрос что? Один учащийся из пары зачитывает слова с вопросом кто? второй -что? Оценивают каждый себя и совместную работу. | |
| Физминутка -я буду называть слова-предметы. Если предмет отвечает на вопрос кто? вы подпрыгните, если на вопрос что?-присядете. Разминка для глаз (Филворд) -Среди букв в квадрате найдите отгадки на мои загадки х | п | з | а | я | ц | в | м | м | о | р | к | о | в | ь | д | о | д | у | л | р | п | с | н | р | в | л | е | е | о | р | т | т | л | и | б | х | б | а | т | -С веточки на веточку прыгает, резвится. Ловкая, проворная, но не птица. -Кто стоит среди травы. Уши больше головы? -Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, расколоться он не смог. А попал под молоток, Хрустнул раз- и треснул бок! -Красный нос в землю врос, А зелёный хвост наружу. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. -Объедините попарно отгадки в две группы. -А я объединила таким образом : заяц-морковь, белка-орех. -Как вы думаете почему? | Учащиеся выполняют задание Учащиеся отгадывают загадки и показывают отгадки в филворде. -Белка. -Заяц. -Орех. -Морковь. Белка, заяц - кто? Орех, морковь -что? -Потому что белка любит орехи, а заяц морковь. | Задание позволяет снять мышечное напряжение. Активизирует слуховое восприятие учащихся и реакцию учащихся. Разгадывание загадок и филвордов развивают мышление и внимание. Работа по филворду снимает напряжение с глаз. |
| Работа над предложением. -Составьте предложение так, чтобы оба эти слова были в одном предложении. Запишите составленные предложения. | Составляют и записывают предложения. Белка собирает орехи. Заяц грызёт морковь. | Задание даётся дифференцирован- но. Слабые учащиеся списывают предложение с заранее подготовленной карточки. |
6.Подведение итога урока | -следующий урок мы начнём с проверки домашнего задания. -Какое правило поможет выполнить домашнее задание верно. -Удалось ли вам реализовать цель, поставленную на урок? -Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? -Прочтите слова в круге? пе на де ре ный жур ме -Как можно прочесть слова в круге? -Как слова прочли и на какой вопрос они отвечают? Урок окончен, все идут на перемену, дежурный наводит порядок в классе. | -Да, план полностью выполнен. -Двигаясь по кругу прочесть слоги одного цвета. Перемена -что? Дежурный -кто? | |
х | п | з | а | я | ц | в | м |
м | о | р | к | о | в | ь | д |
о | д | у | л | р | п | с | н |
р | в | л | е | е | о | р | т |
т | л | и | б | х | б | а | т |