kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Употребление прямой и косвенной речи" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Употребление прямой и косвенной речи" 5 класс. Форма: урок-презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Употребление прямой и косвенной речи" 5 класс»

Классная работа  Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»

Классная работа Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»

Компетенции урока:  Сегодня на уроке проверим свои знания по теме “Прямая речь”,  Научимся строить предложения с прямой речью и перестраивать их в речь косвенную;  вспомним пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Компетенции урока:

Сегодня на уроке проверим свои знания по теме “Прямая речь”,

Научимся строить предложения с прямой речью и перестраивать их в речь косвенную;

вспомним пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Долгожданный дан звонок –   Начинается урок.   Снова сесть за парты рады.   Приступать к учебе надо.  Кому могут принадлежать эти слова? Сколько предложений в стихотворении? 3) Составь предложения с прямой речью: (устно)  используя второе и третье предложения. 4) Что такое прямая речь?

Долгожданный дан звонок – 

Начинается урок. 

Снова сесть за парты рады. 

Приступать к учебе надо.

  • Кому могут принадлежать эти слова?
  • Сколько предложений в стихотворении?

3) Составь предложения с прямой речью: (устно)

используя второе и третье предложения.

4) Что такое прямая речь?

Прямая речь   «Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши, плавая в стакане газировки.     - Кому принадлежит речь? Коту? Что говорят мыши? О чем речь? «П» Кто об этом рассказывает? А Схема? Что говорят мыши? О чем речь? «П» Кто об этом рассказывает? А Схема?

Прямая речь

«Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши, плавая в стакане газировки.

- Кому принадлежит речь? Коту?

  • Что говорят мыши? О чем речь? «П» Кто об этом рассказывает? А Схема?
  • Что говорят мыши? О чем речь? «П»
  • Кто об этом рассказывает? А Схема?

Проверь: «П», - а.  Как передается прямая речь? На что указывают слова автора?    Прямая речь  - это чужая речь, которая передается точно, без изменений.  Слова автора указывают, кому принадлежит речь.

Проверь: «П», - а.

  • Как передается прямая речь?
  • На что указывают слова автора?

Прямая речь  - это чужая речь, которая передается точно, без изменений.

Слова автора указывают, кому принадлежит речь.

Косвенная речь  Если мы не можем передать чужую речь дословно, мы пользуемся косвенной речью. Чем вводится косвенная речь?  Мыши кричали Леопольду, что они сдаются.

Косвенная речь

Если мы не можем передать чужую речь дословно, мы пользуемся косвенной речью. Чем вводится косвенная речь?

Мыши кричали Леопольду, что они сдаются.

Расставь знаки препинания,  определи: это прямая или косвенная речь.  Ребята давайте жить дружно предложил Леопольд.   (у доски)

Расставь знаки препинания, определи: это прямая или косвенная речь.

Ребята давайте жить дружно предложил Леопольд.

(у доски)

Прямая речь перед словами автора.  Чем отличаются схемы предложений?   «П!» – а.  «Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши. «П», – а.  «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич. «П?» – а.  «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Прямая речь перед словами автора. Чем отличаются схемы предложений?

«П!» – а. 

«Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши.

«П», – а. 

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а. 

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Измени предложение, чтобы оно соответствовало схеме:     А: «П».  «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.  (У доски)  Проверь знаки препинания!

Измени предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

А: «П».

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

(У доски)

Проверь знаки препинания!

Старушка уселась на стул и спросила - «Кто из вас будет Крокодил.»    Проверь  знаки Препинания!   Составь   схему  на доске

Старушка уселась на стул и спросила - «Кто из вас будет Крокодил.»

Проверь

знаки

Препинания!

Составь

схему

на доске

«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил Крокодил Гена. (схема)

«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил Крокодил Гена. (схема)

Прямая речь разрывается словами автора. В чем разница?   «П, – а, – п».     «Давайте, - усмехнулась хитрая лиса, - я вам поделю сыр поровну». «П, – а. – П?»   «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»

Прямая речь разрывается словами автора. В чем разница?

«П, – а, – п».  

«Давайте, - усмехнулась хитрая лиса, - я вам поделю сыр поровну».

«П, – а. – П?» 

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»

Прямую и косвенную речь сопровождают глаголы , отражающие процесс говорения : говорить, спрашивать, отвечать, интересоваться , кричать, шептать… «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», - взмолился Иван Царевич. «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Прямую и косвенную речь сопровождают глаголы , отражающие процесс говорения :

говорить, спрашивать, отвечать, интересоваться , кричать, шептать…

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», - взмолился Иван Царевич.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

По группам : расставь знаки препинания    назови глаголы-говорения 1 . Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц 5. Лисичка сказала Я тебя съем 6. Старший молвил Что за диво!

По группам : расставь знаки препинания

назови глаголы-говорения

1 . Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц

5. Лисичка сказала Я тебя съем

6. Старший молвил Что за диво!

Сказка «Семь дочерей»

Сказка «Семь дочерей»

  • Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала : “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “ Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “ Я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “ Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “ Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “ Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

Первая сказала : “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая.

Я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь.

Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая.

Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – умыться.   Глаголы говорения: …, …, …, …, … .

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – умыться.

Глаголы говорения: …, …, …, …, … .

Как можно охарактеризовать девочек?   Как вы догадались?   Вывод: В художественной литературе прямая речь служит средством характеристики литературного героя. Вспомним сказку Андерсена «Снежная королева». Проследим: как слова героев их характеризуют.

Как можно охарактеризовать девочек? Как вы догадались?

Вывод:

В художественной литературе прямая речь служит средством характеристики литературного героя.

Вспомним сказку Андерсена «Снежная королева».

Проследим: как слова героев их характеризуют.

По следам Герды и Кая  групповая работа   Три испытания ждет вас в пути:  1. Составить предложение с прямой речью, расставляя знаки препинания.  2. Составить его схему.  3. Превратить это предложение в косвенную речь.

По следам Герды и Кая групповая работа

Три испытания ждет вас в пути:

1. Составить предложение с прямой речью, расставляя знаки препинания.

2. Составить его схему.

3. Превратить это предложение в косвенную речь.

Кому принадлежат красные башмачки –  тому принадлежат и слова:  животные, Как, люди, подумала, и, добры, все, …    Как эти слова характеризуют героиню?

Кому принадлежат красные башмачки – тому принадлежат и слова:

животные, Как, люди, подумала, и, добры, все, …

Как эти слова характеризуют героиню?

«Как добры все люди и животные,» – подумала Герда Герда подумала, что все люди и животные очень добры.

«Как добры все люди и животные,» – подумала Герда

Герда подумала, что все люди и животные очень добры.

?  растает, Я, печку, и, посажу, на, ее, теплую, она, сказал, …

?

растает, Я, печку, и, посажу, на, ее, теплую, она, сказал, …

«Я посажу ее на теплую печку, и она растает», - сказал Кай.  Кай сказал, что посадит ее на теплую печку и она растает.

«Я посажу ее на теплую печку, и она растает», - сказал Кай.

Кай сказал, что посадит ее на теплую печку и она растает.

? миленькую, Давно, сказала, иметь, девочку, мне, такую, хотелось, …

?

миленькую, Давно, сказала, иметь, девочку, мне, такую, хотелось, …

«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!, - сказала старушка.  Старушка сказала, что ей давно хотелось иметь такую миленькую девочку.

«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!, - сказала старушка.

Старушка сказала, что ей давно хотелось иметь такую миленькую девочку.

?  сказала, края, Теперь, я, теплые, полечу, в, … … .

?

сказала, края, Теперь, я, теплые, полечу, в, … … .

«Теперь я полечу в теплые края,» - сказала Снежная Королева Снежная Королева сказала, что теперь полетит в теплые края.

«Теперь я полечу в теплые края,» - сказала Снежная Королева

Снежная Королева сказала, что теперь полетит в теплые края.

?  конец, Ну, и, маленькая, сказала, сказке, вот, …

?

конец, Ну, и, маленькая, сказала, сказке, вот, …

«Ну вот и сказке конец,» – сказала маленькая Разбойница. Маленькая Разбойница сказала, что сказке пришел конец.

«Ну вот и сказке конец,» – сказала маленькая Разбойница.

Маленькая Разбойница сказала, что сказке пришел конец.

?  как  дети, небесное, не войдете, не будете, Если, читала, царство, в …

?

как дети, небесное, не войдете, не будете, Если, читала, царство, в …

«Если не будете как дети, не войдете в царство небесное», - читала бабушка. Бабушка читала о том, что если не будем как дети, не войдем в царство небесное.

«Если не будете как дети, не войдете в царство небесное», - читала бабушка.

Бабушка читала о том, что если не будем как дети, не войдем в царство небесное.

Какая это речь: прямая или косвенная? А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки!

Какая это речь: прямая или косвенная?

А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки!

  • Назови необходимые знаки препинания.
  • Как прямую речь превратить в косвенную?
Проверь:  Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»   Прямая речь «Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши, плавая в стакане газировки.  Косвенная речь Мыши кричали Леопольду, что они сдаются. «Ребята, давайте жить дружно,» - предложил Леопольд. «П», – а .  «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.  А: «П». Взмолился Иван Царевич: «Лягушка , лягушка, отдай мою стрелу».

Проверь: Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»

Прямая речь

«Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши, плавая в стакане газировки.

Косвенная речь

Мыши кричали Леопольду, что они сдаются.

«Ребята, давайте жить дружно,» - предложил Леопольд.

«П», – а

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

А: «П».

Взмолился Иван Царевич: «Лягушка , лягушка, отдай

мою стрелу».

«П, – а, – п» .   «Давайте, - усмехнулась хитрая лиса, - я вам поделю сыр поровну».  Серая Шейка спрашивала : «Ведь вы весной вернетесь?» Глаголы говорения : говорить, спрашивать, отвечать, интересоваться , кричать, шептать… «Как добры все люди и животные!» – подумала Герда. Герда подумала, что все люди и животные добры к ней.

«П, – а, – п» .

«Давайте, - усмехнулась хитрая лиса, - я вам поделю сыр поровну».

Серая Шейка спрашивала : «Ведь вы весной вернетесь?»

Глаголы говорения : говорить, спрашивать, отвечать, интересоваться , кричать, шептать…

«Как добры все люди и животные!» – подумала Герда.

Герда подумала, что все люди и животные добры к ней.

Домашнее задание В сказке Андерсена «Соловей» найти предложения к каждой схеме:  «П», - а.     А: «П».   «П», - а, - «П».

Домашнее задание

В сказке Андерсена «Соловей» найти предложения к каждой схеме:

«П», - а.

А: «П».

«П», - а, - «П».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Употребление прямой и косвенной речи" 5 класс

Автор: Бусигіна Ольга Сергіївна

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Понятие о косвенной речи"
    ["seo_title"] => string(26) "poniatiieokosviennoiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "325014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462803922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Контрольные работы по английскому языку с ответами (ключами) 9 класс. Употребление косвенной речи"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnye_raboty_po_angliiskomu_iazyku_s_otvetami_kliuchami_9_klass_upotrebleni"
    ["file_id"] => string(6) "530956"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1575840671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Самостоятельная работа по английскому языку для 9 класса по теме " Прямая и косвенная речь""
    ["seo_title"] => string(101) "samostoiatiel-naia-rabota-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-priamaia-i-kosviennaia-riech"
    ["file_id"] => string(6) "250115"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447024524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(64) "soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241992"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445356390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства