Задание №9 в современной модели ЕГЭ по русскому языку проверяет умение правильно писать приставки и решать орфографические задачи на стыке приставки и корня.
Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по русскому языку задание 9 проверяет собой умение проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (1.1). Уровень сложности задания – базовый.
Презентация позволяет учащимся выбрать алгоритмы выполнения этого задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тестовое задание №9 ЕГЭ по русскому языку»
Тестовое задание №9ЕГЭ по русскому языку
Выполнила:
Шеина Е.В.
.
Нижний Тагил
Назначение, суть задания
Задание №9 в современной модели ЕГЭ по русскому языку проверяет умение правильно писать приставки и решать орфографические задачи на стыке приставки и корня .
В задании №9 ученику предлагается пять готовых ответа, из которых он должен выбрать один правильный.
Обоснованность выбора группой данного задания
Задание 9 - самое объемное задание по орфографии среди заданий первой части.
Чтобы выполнить его, участник экзамена должен точно определить правописание всех десяти слов и только после этого выбрать правильный ответ.
Образец экзаменационного задания 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..езд, р..зослал
ра..бить, ра..ценки
р..ссыпь, р..списание
с..звездие, р..ззадорить
пр..красный, пр..града
Алгоритм решения №1 (по пособию Смирновой Н.В.)
Определите, на какое правило строчка слов. Зачеркните везде приставку НЕ- (она не влияет на написание)
Начните вставлять буквы в словах ряда на самое простое правило, исключая ненужное по заданию (если в двух словах разные буквы, дальше ряд уже не рассматривай – вычеркни его). Слова в ряду можно рассматривать не по порядку.
Найди правильный ответ.
Алгоритм решения №2 (по пособию Бисерова А.Ю.)
Выполняя это задание, важно не торопиться и внимательно читать слова. Даже если покажется, что правильный ответ под номером 1 или 2, лучше проверить написание всех слов, чтобы убедиться в правильности первоначальных выводов. Итак, проанализируем представленные задания:
Нам необходимо проанализировать каждое слово и вставить пропущенные буквы согласно вышеуказанным правилам. После чего записать выбранную пару в ответ.
1. ПР..ЕЗД — в данном случае употребляется приставка ПРО- (приставка ПРА- используется только для обозначения древности, первоначальности, родства);
Р..ЗОСЛАЛ — поскольку пропущенная в приставке буква находится в безударной позиции пишем А (РАЗ-). Таким образом, первый вариант нам не подходит.
2. РА..БИТЬ — в этом случае пишем -З-, т.к. корень начинается со звонкой согласной (Б);
РА..ЦЕНКИ — перед глухой -Ц- пишем -С-. Второй вариант нам также не подходит.
3. Р..ССЫПЬ — согласно правилам правописания приставок РОС-(РАС-) под ударением пишем -О-.
Р..СПИСАНИЕ — в безударной позиции пишем -А-. Третий вариант неверен, идем дальше.
4. С..ЗВЕЗДИЕ — Пропущенная буква находится в приставке. Приставка СО- является неизменяемой (приставки СА- не существует!) Пишем -О-.
Р..ЗЗАДОРИТЬ — в безударной позиции пишем -А-.
5. ПР..КРАСНЫЙ — приставка ПРЕ- соответствует значению «очень красивый»,
пишем -Е-.
ПР..ГРАДА — приставка ПРЕ- в данном случае близка к приставке ПЕРЕ- (перегородить), пишем букву -Е-. Пятый вариант верный.
Ответ: прекрасный, преграда.
Трудный случай
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...язык, пр…дположить
2) пр...тензия, пр...дать форму
3) не...деланный, ни...ходящий
4) пед...нститут, с...митировать
5) бе..радостный, не..говорчивый
!
Рассматриваем трудный случайпо схеме :
- Ы / И после приставок в 4-м ряду. «Сымитировать»: после приставки на согласную пишем Ы, т.к. без пристав слово начинается с И (имитировать).
- «Поискать»: после приставки на гласную пишем И. Сложный случай : слово «пединститут» - сложносокращённое, написание второго корня не изменяется.
- Приставки на -3 / -С (2-5 букв) в 3-м ряду. Провокация: в этот ряд входят и слова с неизменяемой приставкой ( (одна буква в приставке). Поэтому в слове «нисходящий» одна приставка НИС- (три буквы), а в слове « несделанные» две приставки: НЕ-, С-. В слове «несделанный» вычеркни приставку НЕ-. Помни: приставки «з» не бывает, так что в слове пишем приставку С-.
- Неизменяемые приставки в 1 -м ряду. Провокация: все слова начинаются с одних букв. Вспомни неизменяемые приставки: ПРО-, ПРА-, ПРЕД- (праязык, проговорить, предположить).
2-й ряд с приставками ПРЕ- / ПРИ- содержит слова с приставками неясного значения. Правописание таких слов надо запомнить (претензия, непререкаемый авторитет - фразеологизм, придать форму).
Правильный ответ: 3.
Повторяем правила!
Неизменяемые приставки
Всегда пишутся одинаково:
вне-, до-, за-, на-, о-, пере-, по-, про-, в(во)-, над(надо)-, об(обо)-, от(ото)-, пред(предо)-, под(подо)-, с(со)- и другие.
Повторяем правила!
Правописание приставок на з-\с-
Зависит от звонкости-глухости последующего согласного. Перед, звонкими пишутся приставки на - З: возглавить,раз бить, низ вергнуть и другие.
Перед глухими – на - С: вос кликнуть, рас ценки, ниспадающий .
Перед гласными пишутся только приставки на –З: разобщить,изучить.
Неизменяемая приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стерпеть , сделать .
Повторяем правила!
Правописание приставок раз-(рас-)\роз-(рос-)
В безударной позиции пишется буква А : расписание , разбег.
Под ударением пишется О:роспись,россыпью.
Исключение :розыскной.
Повторяем правила!
Правописание И/Ы после приставок
После приставок на твердую согласную звук [И] переходит в [Ы] , что и фиксируется на письме: искать – разы скать.
Исключения: после приставок меж- и сверх, а также иноязычных (дез-, транс-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер- и так далее) сохраняется написание И: