Просмотр содержимого документа
«Структура заданий по читательской грамотности»
Туркестанская область Шардаринский район ОСШ им. С.Каттабекова
Доклад
«Структура заданий по читательской грамотности при подготовке к PISA»
МО учителей русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка и литературы Уразова К.Д.
2020 г.
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские умения (PISA)
1. Найти и извлечь (информацию)
1. Найти и извлечь (информацию)
2. Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
2. Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
3. Осмыслить и оценить (содержание и форму текста)
3. Осмыслить и оценить (содержание и форму текста)
Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Ты заплакал…»
Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне. Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидел его – во мне.
Этапы работы с текстом
1
2
3
4
5
Текст для анализа: Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием одчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.
1 этап
Задание 1.
- Прочитайте текст.
- Определите, о чем он.
- Определите стиль и тип речи.
2 этап
Задание 2.
- Определите идею текста.
- Зачем автор его написал?
- Какую мысль хотел выразить?
3-4 этапы
Задание 3.
- Разбейте текст на абзацы
- Сформулируйте и запишите содержания микротем
- Подчеркните самые важные, ключевые слова
5 этап
- Обобщение частной информации
- Исключение второстепенной информации
Пример сжатия текста.
Сравним:
* Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты.
* Любить кошку – значит знать про нее все.
Синквейн
Кошка
Загадочная, таинственная
Привлекает, радует, успокаивает
Нужно завоевать доверие кошки
Животное
Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, осмысленно и продуктивно !