Просмотр содержимого документа
«Средства выразительности. Подготовка к ОГЭ. 8 класс»
ПОДГОТОВКАК ОГЭЗадание 3
8 класс
Второе марта.
Классная работа.
Подготовка к ОГЭ. Разбор задания №3.
1. Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?
2. Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
3. Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:
вспоминаем значения лингвистического термина
внимательно читаем каждое предложение
определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
выбираем ответ
Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности
1. Метафора (греч. "перенос") — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Пример:Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
(Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
2.Олицетворение– наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3.Эпитет– образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок(дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова),осенний день(осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.
Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ
по русскому языку
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора :
Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.
2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.
2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.
3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
4) Ветер валил с ног.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.
3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.