kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный тренажёр по русскому языку. Готовимся к ОГЭ. Задание №7. Средства выразительности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный тренажер по русскому языку для обучающихся 9 класса создан с целью подготовки к ОГЭ. Задания - слайды содержат материал для отработки навыка нахождения средств выразительности  в предложениях /задание ОГЭ №7/. Также на слайде, перед началом работы содержится теоретические сведения о средствах выразительности, с которыми дети будут работать. После каждого задания сразу можно проверить свой ответ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный тренажёр по русскому языку. Готовимся к ОГЭ. Задание №7. Средства выразительности.»

Готовимся к ОГЭ Задание №7. Средства выразительности Учебный тренажёр по русскому языку  9 класс Составитель: Ильина Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы ОБОУ «Суджанская школа - интернат» г . Суджа,  Курская область

Готовимся к ОГЭ

Задание №7.

Средства

выразительности

Учебный тренажёр

по

русскому языку

9 класс

Составитель: Ильина Людмила Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

ОБОУ «Суджанская школа - интернат» г . Суджа,

Курская область

Эпитет - средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику. Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет.

Например: зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. 

Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.  Метафора от греческого "перенесение" - скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.

Например, луну называют "небесным сыром", это метафора, потому что сыр круглый, желтый, покрыт дырками, словно кратерами.

Ледяной взгляд…Золотые руки…Червь сомнения…Осень жизни

Олицетворение - это  литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.  

Например: лес проснулся , камыш шепчет ,темнота подкралась , финансы поют романсы, часы бегут, труба зовет, дела пошли в гору

Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов. 

Например: реветь белугой  — рыдать, громко и безудержно плакать; брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе; задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие; играть в жмурки — обманывать кого-либо, утаивать истинные намерения. 

Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи
  • Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи

яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм. Запишите номер ответа.

1) Отец гром­ко воз­ра­зил: — Не го­ро­ди че­пу­ху, сынок! «Пе­да­го­гич­но, не­пе­да­го­гич­но»…

2) Отец пришёл домой из­ряд­но вы­мо­тан­ный, но в хо­ро­шем на­стро­е­нии.

3) А как жить, чтобы не об­суж­дать?

4) Че­ло­ве­че­ское по­ни­ма­ние — это, если хо­чешь, тоже мощ­ное ору­жие в борь­бе за спра­вед­ли­вость...

 

Проверь

1

2. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ют­ся раз­го­вор­ные слова. Запишите номер ответа. 1) У Та­тья­ны Львов­ны за­бо­лел внук, она не может от него отой­ти, а се­год­ня для биб­лио­те­ки при­ве­зут дрова. 2) Она про­сто смот­ре­ла на нас как на взрос­лых, и улыб­ка всё отчётли­вее про­сту­па­ла на лице. 3) На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло. 4) А через пят­на­дцать минут во двор, при­дер­жи­вая пла­ток, во­рва­лась Та­тья­на Львов­на.   Проверь 3

2. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи

яв­ля­ют­ся раз­го­вор­ные слова. Запишите номер ответа.

1) У Та­тья­ны Львов­ны за­бо­лел внук, она не может от него отой­ти, а се­год­ня для биб­лио­те­ки при­ве­зут дрова.

2) Она про­сто смот­ре­ла на нас как на взрос­лых, и улыб­ка всё отчётли­вее про­сту­па­ла на лице.

3) На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

4) А через пят­на­дцать минут во двор, при­дер­жи­вая пла­ток, во­рва­лась Та­тья­на Львов­на.

 

Проверь

3

3. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра? Запишите номер ответа.    Запишите номера этих ответов 1) Но маль­чик был защищён от ру­га­тельств не­ви­ди­мой бронёй сво­е­го смя­те­ния. 2) Когда ра­бо­та­ешь на «ско­рой по­мо­щи», готов ко всему, но та­ко­го обо­ро­та дела он не ожи­дал. 3) И, при­сев на зад­ние колёса, как конь перед скач­ка­ми, «ско­рая по­мощь» устре­ми­лась вперёд. 4) А что, если эта почти кры­ла­тая ма­ши­на с крас­ным кре­стом про­мчит­ся мимо?   Проверь 1

3. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра? Запишите номер ответа.

 

Запишите номера этих ответов

1) Но маль­чик был защищён от ру­га­тельств не­ви­ди­мой бронёй сво­е­го смя­те­ния.

2) Когда ра­бо­та­ешь на «ско­рой по­мо­щи», готов ко всему, но та­ко­го обо­ро­та дела он не ожи­дал.

3) И, при­сев на зад­ние колёса, как конь перед скач­ка­ми, «ско­рая по­мощь» устре­ми­лась вперёд.

4) А что, если эта почти кры­ла­тая ма­ши­на с крас­ным кре­стом про­мчит­ся мимо?

 

Проверь

1

4. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм? Запишите номер ответа. 1) Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковре было не­че­го, и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать. 2) Право, не хо­чет­ся — скуч­но! — ска­зал Во­ло­дя, по­тя­ги­ва­ясь и вме­сте с тем са­мо­до­воль­но улы­ба­ясь. 3) А если игры не будет, что же тогда остаётся? 4) Я сам знаю, что из палки не толь­ко что убить птицу, да и вы­стре­лить нель­зя. Проверь 1

4. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм? Запишите номер ответа.

1) Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковре было не­че­го, и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать.

2) Право, не хо­чет­ся — скуч­но! — ска­зал Во­ло­дя, по­тя­ги­ва­ясь и вме­сте с тем са­мо­до­воль­но улы­ба­ясь.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Я сам знаю, что из палки не толь­ко что убить птицу, да и вы­стре­лить нель­зя.

Проверь

1

5. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра. Запишите номер ответа. Запишите номера этих ответов 1) Над две­рью ви­се­ла синяя с бе­лы­ми бук­ва­ми вы­вес­ка: «Го­род­ской дом ребёнка». 2) За спи­ной у дет­ской на­чаль­ни­цы не­гром­ко гудел фин­ский хо­ло­диль­ник, а на окнах ко­лы­ха­лись ро­зо­вые за­на­вес­ки из кра­си­вой ткани. 3) А Ни­ко­лая била в висок ужас­ная мысль. 4) ...В боль­шой и свет­лой ком­на­те вдоль стен сто­я­ли ря­да­ми де­ре­вян­ные кро­ват­ки, а в них ле­жа­ли мла­ден­цы. Проверь 3

5. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра. Запишите номер ответа.

Запишите номера этих ответов

1) Над две­рью ви­се­ла синяя с бе­лы­ми бук­ва­ми вы­вес­ка: «Го­род­ской дом ребёнка».

2) За спи­ной у дет­ской на­чаль­ни­цы не­гром­ко гудел фин­ский хо­ло­диль­ник, а на окнах ко­лы­ха­лись ро­зо­вые за­на­вес­ки из кра­си­вой ткани.

3) А Ни­ко­лая била в висок ужас­ная мысль.

4) ...В боль­шой и свет­лой ком­на­те вдоль стен сто­я­ли ря­да­ми де­ре­вян­ные кро­ват­ки, а в них ле­жа­ли мла­ден­цы.

Проверь

3

6. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние? Запишите номер ответа. 1) А Вовка от стыда готов был про­ва­лить­ся сквозь землю. 2) Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра, ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми. 3) Солн­це уже кло­ни­лось к за­ка­ту, и было со­всем по-ве­чер­не­му. 4) Он гля­нул в самый тёмный угол — прямо на него смот­ре­ли жут­кие зо­ло­тые глаза. Проверь 2

6. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние? Запишите номер ответа.

1) А Вовка от стыда готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.

2) Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра, ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.

3) Солн­це уже кло­ни­лось к за­ка­ту, и было со­всем по-ве­чер­не­му.

4) Он гля­нул в самый тёмный угол — прямо на него смот­ре­ли жут­кие зо­ло­тые глаза.

Проверь

2

7. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи  яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра. Запишите номер ответа. 1) (26) Муж­чи­на встал перед ста­рым че­ло­ве­ком, во­ин­ствен­но рас­ста­вив ноги, его крик за­глу­шал стук колёс. 2) (2) Наш вагон был от­но­си­тель­но пуст — в нём ехали не­сколь­ко до­мо­хо­зя­ек с детьми и по­жи­лые люди. 3) — (27) С какой это стати я стану с тобой раз­го­ва­ри­вать? 4) (37) Он взгля­нул на ра­бо­тя­гу, в гла­зах его горел озор­ной огонёк. Проверь 4

7. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи

яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра. Запишите номер ответа.

1) (26) Муж­чи­на встал перед ста­рым че­ло­ве­ком, во­ин­ствен­но рас­ста­вив ноги, его крик за­глу­шал стук колёс.

2) (2) Наш вагон был от­но­си­тель­но пуст — в нём ехали не­сколь­ко до­мо­хо­зя­ек с детьми и по­жи­лые люди.

3) — (27) С какой это стати я стану с тобой раз­го­ва­ри­вать?

4) (37) Он взгля­нул на ра­бо­тя­гу, в гла­зах его горел озор­ной огонёк.

Проверь

4

8. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством ре­че­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся эпи­тет? Запишите номер ответа. 1) (9) Я жил в каком-то мною самим со­здан­ном мире, ещё не по­ни­мая, что это мир по­э­зии. 2) (10) Cтран­но, но я, не­смот­ря на моё по­э­ти­че­ское вос­при­я­тие жизни, тогда о сти­хах не по­мыш­лял. 3) (14) А со­ба­ка моей сест­ры, ста­рая и жир­ная, толь­ко при­ки­ды­ва­лась со­ба­кой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. 4) (29) Когда я на­хо­жусь в осо­бен­но твор­че­ском со­сто­я­нии, я живу будто двой­ной жиз­нью: на­по­ло­ви­ну здесь, в се­го­дняш­нем дне, на­по­ло­ви­ну там, в про­шлом, в зо­ло­той не­воз­врат­ной поре. Проверь 4

8. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством ре­че­вой вы­ра­зи­тель­но­сти яв­ля­ет­ся эпи­тет? Запишите номер ответа.

1) (9) Я жил в каком-то мною самим со­здан­ном мире, ещё не по­ни­мая, что это мир по­э­зии.

2) (10) Cтран­но, но я, не­смот­ря на моё по­э­ти­че­ское вос­при­я­тие жизни, тогда о сти­хах не по­мыш­лял.

3) (14) А со­ба­ка моей сест­ры, ста­рая и жир­ная, толь­ко при­ки­ды­ва­лась со­ба­кой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.

4) (29) Когда я на­хо­жусь в осо­бен­но твор­че­ском со­сто­я­нии, я живу будто двой­ной жиз­нью: на­по­ло­ви­ну здесь, в се­го­дняш­нем дне, на­по­ло­ви­ну там, в про­шлом, в зо­ло­той не­воз­врат­ной поре.

Проверь

4

9. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет? Запишите номер ответа. 1) Мы были полны вос­тор­га, ещё не умея вы­ра­зить то, что пе­ре­пол­ня­ет нас до са­мо­го края, а толь­ко слу­шая себя, своё серд­це, слу­шая, как за­ми­ра­ет оно, когда воз­но­сит вдруг душу какая-то волна, и как об­ры­ва­ет­ся всё внут­ри, когда волна эта бро­са­ет вниз, слов­но ис­пы­ты­вая нашу проч­ность. 2) Мы ещё не знали, что стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют этим вол­шеб­ным уме­ни­ем, что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку. 3) Наши били фри­цев, флаж­ки дви­га­лись каж­дый день, рас­ши­ряя фронт атак, и в тот день скак­ну­ли да­ле­ко вперёд. 4) М-мда! — за­дум­чи­во про­из­нес­ла Анна Ни­ко­ла­ев­на и после не­боль­шой паузы ска­за­ла: — Ре­бя­та, а да­вай­те про­ведём в клас­се кон­курс на луч­ше­го ис­пол­ни­те­ля сти­хо­тво­ре­ний Пуш­ки­на!   Проверь 2

9. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет? Запишите номер ответа.

1) Мы были полны вос­тор­га, ещё не умея вы­ра­зить то, что пе­ре­пол­ня­ет нас до са­мо­го края, а толь­ко слу­шая себя, своё серд­це, слу­шая, как за­ми­ра­ет оно, когда воз­но­сит вдруг душу какая-то волна, и как об­ры­ва­ет­ся всё внут­ри, когда волна эта бро­са­ет вниз, слов­но ис­пы­ты­вая нашу проч­ность.

2) Мы ещё не знали, что стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют этим вол­шеб­ным уме­ни­ем, что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку.

3) Наши били фри­цев, флаж­ки дви­га­лись каж­дый день, рас­ши­ряя фронт атак, и в тот день скак­ну­ли да­ле­ко вперёд.

4) М-мда! — за­дум­чи­во про­из­нес­ла Анна Ни­ко­ла­ев­на и после не­боль­шой паузы ска­за­ла: — Ре­бя­та, а да­вай­те про­ведём в клас­се кон­курс на луч­ше­го ис­пол­ни­те­ля сти­хо­тво­ре­ний Пуш­ки­на!

 

Проверь

2

10. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет. Запишите номер ответа. 1) На вы­со­ком бе­ре­гу ручья, на по­ва­лен­ном бурей де­ре­ве, си­де­ла Чечек. 2) По хру­стя­щей, под­та­яв­шей тро­пин­ке он прошёл через сад, где ста­рые берёзы и черёмухи по­зва­ни­ва­ли хру­сталь­ны­ми об­ле­де­не­лы­ми вет­ка­ми. 3) «Как сне­гирь сидит», – усмех­нул­ся Костя; он подошёл и сел на де­ре­во рядом с Чечек. 4) И со­всем не­че­го тут си­деть одной: по­дру­ги тебя ищут, так что вста­вай, беги! Проверь 2

10. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет. Запишите номер ответа.

1) На вы­со­ком бе­ре­гу ручья, на по­ва­лен­ном бурей де­ре­ве, си­де­ла Чечек.

2) По хру­стя­щей, под­та­яв­шей тро­пин­ке он прошёл через сад, где ста­рые берёзы и черёмухи по­зва­ни­ва­ли хру­сталь­ны­ми об­ле­де­не­лы­ми вет­ка­ми.

3) «Как сне­гирь сидит», – усмех­нул­ся Костя; он подошёл и сел на де­ре­во рядом с Чечек.

4) И со­всем не­че­го тут си­деть одной: по­дру­ги тебя ищут, так что вста­вай, беги!

Проверь

2

11. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм? Запишите номер ответа. 1) Сне­жин­ки вдруг за­кру­жи­лись в таком танце, что через не­сколь­ко минут на­ча­лась на­сто­я­щая пурга, вско­ре пе­ре­шед­шая в боль­шой буран. 2) А утром, про­бив дыру на сво­бо­ду, мы от­пра­ви­лись домой. 3) Но я даже не подал виду. 4) А она по­гла­ди­ла меня по го­ло­ве и ушла, чтобы лечь.   Проверь 3

11. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм? Запишите номер ответа.

1) Сне­жин­ки вдруг за­кру­жи­лись в таком танце, что через не­сколь­ко минут на­ча­лась на­сто­я­щая пурга, вско­ре пе­ре­шед­шая в боль­шой буран.

2) А утром, про­бив дыру на сво­бо­ду, мы от­пра­ви­лись домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она по­гла­ди­ла меня по го­ло­ве и ушла, чтобы лечь.

 

Проверь

3

12. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра? Запишите номер ответа. 1) Потом ягод­ка начнёт уве­ли­чи­вать­ся, баг­ро­веть, затем си­неть и, на­ко­нец, сде­ла­ет­ся чёрной с се­до­ва­тым налётом. 2) Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел. 3)Я по­тро­гал одно яйцо паль­цем – оно было тёплое, почти го­ря­чее. 4)И все ве­се­ло по­бе­жа­ли от ка­па­лу­хи­но­го гнез­да. Ка­па­лу­ха си­де­ла на сучке, вы­тя­нув вслед нам шею. Проверь 2

12. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра? Запишите номер ответа.

1) Потом ягод­ка начнёт уве­ли­чи­вать­ся, баг­ро­веть, затем си­неть и, на­ко­нец, сде­ла­ет­ся чёрной с се­до­ва­тым налётом.

2) Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел.

3)Я по­тро­гал одно яйцо паль­цем – оно было тёплое, почти го­ря­чее.

4)И все ве­се­ло по­бе­жа­ли от ка­па­лу­хи­но­го гнез­да. Ка­па­лу­ха си­де­ла на сучке, вы­тя­нув вслед нам шею.

Проверь

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Людмила Дмитриевна

Дата: 04.08.2020

Номер свидетельства: 555344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства