kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы сжатия текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
    Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы сжатия текста»

Способы сжатия текста Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 41 Кокшарова Светлана Геннадьевна

Способы сжатия текста

Составила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 41

Кокшарова Светлана Геннадьевна

Цели:  1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;  2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;  3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;  4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;  5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Цели:

1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;

2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;

3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.   С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:

  • убрать всё лишнее, подробности, детали,
  • оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ 
Сжатое изложение  –  это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором

Сжатое изложение

это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" .

Запомни!!!  Сжатое изложение должно быть коротким по форме , но НЕ бедным по содержанию .

Запомни!!!

Сжатое изложение

должно быть

коротким по форме ,

но

НЕ бедным по содержанию .

Три способа сжатия текста:   1. исключение,  2. обобщение,  3. упрощение.

Три способа сжатия текста:

1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:   1. исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:   2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную .
Варианты  УПРОЩЕНИЯ:  1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Варианты УПРОЩЕНИЯ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Варианты  УПРОЩЕНИЯ:  2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Варианты УПРОЩЕНИЯ:

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

1 этап:  Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).  2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)    3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.    4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

1 этап:

  • Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

У  хорошего плана есть ряд достоинств:

У  хорошего плана есть ряд достоинств:

  • Это самая  краткая запись текста. П оэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
  • Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
  • Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
  • Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
Типы планов:

Типы планов:

  • Вопросный;
  • Назывной;
  • Тезисный.
2 этап:  1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.  2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).    3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

2 этап:

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 90-100 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения - 90-100 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Помни!!! Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Помни!!!

Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Выучить записи в тетради и основные положения памятки.
  • Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Способы сжатия текста

Автор: Кокшарова Светлана Геннадьевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока на тему "Способы сжатия текста""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka_uroka_na_tiemu_sposoby_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "354320"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478020552"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Способы сжатия текста""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_sposoby_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "352291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477423221"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Приемы сжатия текста. "
    ["seo_title"] => string(24) "priiemy-szhatiia-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "204405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429642676"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Развитие речи. Способы сжатия текста"
    ["seo_title"] => string(41) "razvitiie_riechi_sposoby_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "415662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494869037"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства