С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы сжатия текста»
Способы сжатия текста
Составила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 41
Кокшарова Светлана Геннадьевна
Цели:
1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;
2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:
убрать всё лишнее, подробности, детали,
оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ
Сжатое изложение –
это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" .
Запомни!!!
Сжатое изложение
должно быть
коротким по форме,
но
НЕ бедным по содержанию.
Три способа сжатия текста:
1. исключение,2. обобщение,3. упрощение.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появляласьрадостная, светлая, приветливаяулыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появляласьприветливаяулыбка.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки:немецкий, французский, итальянскийимолдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному.Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному,в зависимости от вкусов и привычек.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную .
ВариантыУПРОЩЕНИЯ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма,которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимаеттуристическаяфирма.
ВариантыУПРОЩЕНИЯ:
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Когда читаешь дневник Никитина,то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина,чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Приятно смотреть на зимородка,который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка,который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
1 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
У хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая краткая запись текста. П оэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
Типы планов:
Вопросный;
Назывной;
Тезисный.
2 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.
2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения - 90-100 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Помни!!!
Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!
Домашнее задание:
Выучить записи в тетради и основные положения памятки.
Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»