ПОДГОТОВКА К ОГЭ
9 класс.
Задание 1.
Сжатое изложение.
Тема урока: Основные способы компрессии текста. Применение способов компрессии при написании изложения. Цели урока: 1) обобщение знаний о способах сжатия текста; 2)совершенствование практических навыков компрессии теста
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Вспомнить особенности сжатого изложения;
- Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ОГЭ;
- Обобщить знания о способах компрессии текста;
- Тренироваться в сжатии текста разными способами.
Цели при работе над сжатым изложением.
Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова
Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ:
- ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ
2. ИПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Исключение подробностей и деталей, второстепенной информации
Обобщение конкретных, единичных явлений
Слияние предложений
Упрощение (замена) синтаксических структур
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
ИСКЛЮЧЕНИЕ
1. Содержательный уровень:
исключение из текста второстепенной информации.
2. Языковой уровень:
исключение
- повторов в предложении;
- фрагментов предложения (вводных и вставных конструкций, придаточных предложений и т.д.);
- одного или нескольких синонимов)
ОБОБЩЕНИЕ
Содержательный уровень:
свертывание информации за счет обобщения (перевод частного в общее)
УПРОЩЕНИЕ (ИЛИ ЗАМЕНА)
Языковой уровень: замена
- однородных членов обобщающим словом;
- словосочетания – словом;
- фрагмента текста предложением;
- придаточного предложения словосочетанием;
- сложного предложения простым;
- части предложения местоимением
СЛИЯНИЕ
Языковой уровень: соединение нескольких простых предложений в сложное
ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову )
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
7
ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ
В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.
В нашей семье, считавшейся передовой, много говорили о крестьянах, а о рабочих говорили редко.
7
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.
Умение совершать необыкновенные вещи - всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.
7
ПРИМЕНИТЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
.
Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает .
7
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому )
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
7
СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)
.
Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.
Для получения чайной ложечки меда двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, для получения килограмма на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.
7
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИТЕ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СВОЕМ ЛИСТКЕ КОНТРОЛЯ
Домашнее задание
- Повторите еще раз все приемы сжатия текста.
- Сократите предложенный вам текст, использовав приемы сжатия текста, и запишите на обратной стороне листа получившийся вариант