kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Составное глагольное сказуемое

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержится теоретический материал о составном глагольном сказуемом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое»

Составное глагольное сказуемое 8 класс

Составное глагольное сказуемое

8 класс

Типы сказуемых:

Типы сказуемых:

  • Простое глагольное сказуемое – ПГС
  • Составное глагольное сказуемое – СГС
  • Составное именное сказуемое – СИС
Составные сказуемые  – это сказуемые, в которых лексическое  значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами . Лексическое значение выражено в  основной части , а  грамматическое  значение (время и наклонение) – во вспомогательной части .

Составные сказуемые  – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами . Лексическое значение выражено в основной части , а грамматическое значение (время и наклонение) – во вспомогательной части .

  •   Он  запел  (ПГС).
  •   Он  начал петь  (СГС).
  •   Он  болел  два месяца  (ПГС).
  •   Он  был болен  два месяца  (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС)  состоит из двух частей:   а)  вспомогательная часть  (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б)  основная часть  (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение. СГС = вспомогательный глагол + инфинитив Например:   Я начал петь. Я хочу петь. Я боюсь петь.

Составное глагольное сказуемое (СГС)  состоит из двух частей:

а)  вспомогательная часть  (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

б)  основная часть  (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

  • СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например:

  Я начал петь. Я хочу петь. Я боюсь петь.

ВНИМАНИЕ!!!!!! Однако не любое сочетание глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым!

ВНИМАНИЕ!!!!!!

  • Однако не любое сочетание глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым!

  • Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным , то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении. Например:  Я  начал  – что делать?;  я  хочу  – что делать?. Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный , то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения. Например:   Она  присела  (с какой целью?)  отдохнуть .

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным , то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

  • Например: 

Я  начал  – что делать?;  я  хочу  – что делать?.

  • Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный , то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
  • Например:

  Она  присела  (с какой целью?)  отдохнуть .

2 . Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом. Например:    Я  хочу петь . Хочу петь  – составное глагольное сказуемое ( хочу – я ,  петь   буду  –  я ). НО!!!    Я   просил  её спеть . Просил  – простое глагольное сказуемое,  спеть  – дополнение ( просил – я ,  петь  будет –  она ).

2 . Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Например:   Я  хочу петь . Хочу петь  – составное глагольное сказуемое ( хочу – япеть   буду  –  я ).

НО!!!   Я   просил  её спеть . Просил  – простое глагольное сказуемое,  спеть  – дополнение ( просил – япеть  будет –  она ).

Значения вспомогательного глагола Значение Вспомогательные глаголы 1. Глаголы со значением начала, продолжения, конца действия. Примеры Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. Он  стал готовиться   к отъезду.  Он  продолжал готовиться  к отъезду.  Он  бросил курить .  Он опять  пустился рассуждать  о тяготах сельской жизни.

Значения вспомогательного глагола

Значение

Вспомогательные глаголы

1. Глаголы со значением начала, продолжения, конца действия.

Примеры

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он  стал готовиться   к отъезду. Он  продолжал готовиться  к отъезду. Он  бросил курить . Он опять  пустился рассуждать  о тяготах сельской жизни.

Значение Вспомогательные глаголы 2 . Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Примеры Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть и др. Я  умею петь .  Я  хочу петь .  Я  боюсь петь .  Я  люблю петь .  Я  стыжусь петь .  Я  рассчитываю спеть  эту арию.

Значение

Вспомогательные глаголы

2 . Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Примеры

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть и др.

Я  умею петь . Я  хочу петь . Я  боюсь петь . Я  люблю петь . Я  стыжусь петь . Я  рассчитываю спеть  эту арию.

Значение Типичные глаголы 3. Краткие прилагательные Примеры (употребляется только со связкой БЫЛ ). Рад, готов, должен, обязан, намерен Я был рад помочь .   Он готов был с вами поспорить .   В настоящем времени связка не употребляется   Я  рад  вам  помочь. Он  готов  с вами поспорить .

Значение

Типичные глаголы

3. Краткие прилагательные

Примеры

(употребляется только со связкой БЫЛ ).

Рад, готов, должен, обязан, намерен

Я был рад помочь .

Он готов был с вами поспорить .

В настоящем времени связка не употребляется

Я рад вам помочь.

Он готов с вами поспорить .

Выпишите грамматическую основу предложения

Выпишите грамматическую основу предложения

  • Владимир начинал сильно беспокоиться.
  • Андрюша начал учиться чистописанию гораздо прежде меня.
  • С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.
  • И музыка перестала шевелить их.
  • Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться.
  • Мы любили слушать его.
  • Отряд Зурина должен был выступить в тот же день.
  • Теперь я должен нарисовать его портрет.
  • Она принялась бранить мужа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Составное глагольное сказуемое

Автор: Красняк Валентина Сергеевна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Составное глагольное сказуемое "
    ["seo_title"] => string(36) "sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "193343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427629070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока на тему Составное глагольное сказуемое"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokanatiemusostavnoieghlagholnoieskazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "323243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461782544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Составное глагольное сказуемое".  8 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "162525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422366041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Презентация  для урока русского языка в 8 классе на тему "Подлежащее и сказуемое.Типы сказуемых. Составное глагольное сказуемое". "
    ["seo_title"] => string(150) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-podliezhashchieie-i-skazuiemoie-tipy-skazuiemykh-sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "122724"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414331921"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_8_klassie_po_tiemie_sostavnoie_ghlaghol_noie_skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "368716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481541685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства