Вопросы для анализа. Материал для распечатки.
Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина?
( C помощью красок).
Давайте дадим характеристику цветовой гаммы.
( Краски теплые, спокойные, гармоничные, сочетающиеся, нет резких контрастов, используются мягкие золотисто-коричневые тона)
Какое настроение создает выбранная художником гамма красок?
(Золотистые, коричневые, оливковые тона придают задушевность этому полотну. От нее веет каким-то теплом, спокойствием).
Кто главный герой картины? Давайте опишем, какая она?
( Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд; таинственная улыбка, ; темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически. Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе).
Опишите руки девушки.
( Маленькие изящные руки, их движения легкие, грациозные)
Опишите одежду девушки.
На ней надето платье. На плечи накинута косынка.
В чём заключается особенность портрета?
Особенность этого портрета заключается в том, что он очень динамичен. Девушка изображена за работой – плетением кружев.
Как вы думаете, каков в реальной жизни был труд кружевницы?
(Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем : ей нравиться то, что она делает)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Теперь попробуйте озаглавить картину.
Предположения детей, открывается слайд с заголовком.
Кружевница.
Материал для учителя.
«Кружевоплетение – один из видов женского рукоделия, в России бытует с 17 века. Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжел. Часто девушки теряли здоровье . слепли за работой. Мастерицы передавали тонкости своего дела по наследству. Техника кружевоплетения сложна, требовала немалой сноровки, опыта и терпения. Кружевницы использовали для работы специальные подушечки в виде валика, обтянутые материалом. На валике закреплялся плотный лист бумаги с рисунком будущего кружева. В ходу были деревянные подставки различной формы, на которые укладывалась подушка, а также пяльцы. Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек – деревянных палочек с углублениями на концах, для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их использовали несколько сотен. Коклюшки, изготовляемые из тяжелых пород деревьев, при работе издавали мелодичный перестук, для усиления которого коклюшки специально кипятили в соленой воде. Все эти предметы мы видим на картине В.А. Тропинина «Кружевница». Но главное на картине не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.
Василий Андреевич
Тропинин
Работа по развитию критического мышления.
- Жизнь известного художника В.А. Тропинина была несладкой. Родился он в 1776 г. в семье крепостного и был преподнесен в качестве приданого генералу Ираклию Моркову.
- Граф сам решал судьбу своих крепостных. Решил он и судьбу будущего художника. Зная о страсти мальчика к рисованию, граф отправил его на учение к …кондитеру. Маленькому Тропинину часто доставалось от надзирательницы, так как он имел отвращение к кондитерским наукам, но беспрестанно рисовал то на бумаге из-под торта , то на стенах кухни. Тем не менее, вернувшись в деревню, Тропинин занимается тем, что нужно хозяину. Нужен обед – он спешит на кухню и готовит обед. Нужен маляр – красит графские кареты, колодцы, заборы. Нужен кондитер – печет великолепные торты. Да еще прислуживает хозяевам во время обедов. А в свободную минуту он совершенствует свое мастерство – пишет картины. Известна история, когда графа Моркова посетил гость – француз. Этот человек хорошо знал работы Тропинина и был счастлив познакомиться с ним, а потому, когда Тропинин вышел к обеду, галантный француз бросился усаживать его за стол, чем сильно сконфузил хозяина и ранил самого художника, потому что известный в это время Тропинин продолжал оставаться подневольным человеком, исполняющим все прихоти хозяина, а во время обеда он должен был стоять за стулом графа и следить за сменой блюд на столе. Долгожданную свободу Тропинин получил в 48 лет. Да и вольная была дана только ему одному, а его жена и сын продолжали оставаться крепостными.
План. Коллективное составление
Цветовое решение картины
Лицо девушки , ее волосы.
Руки труженицы.
Одежда кружевницы.
Труд мастерицы
Моё отношение к картине
Кружевница: http://pinme.ru/pin/5211e7fafef306a33cf4fa69/
Автопортрет В. А. Тропинина: http://900igr.net/datas/russkie-khudozhniki/Tropinin.files/0003-003-Avtoportret-s-kistjami-na-fone-Moskovskogo-Kremlja.jpg
Материал о Тропинине и кружевоплетении: http://occumpoing.ucoz.ru/