Знакомство с темой урока | Послушайте стихотворение: То ли тонкий морозный узор, То ли ветер над полем пшеницы … Удивляют весь мир до сих пор Рукодельем своим кружевницы. Будто слышится пение птиц, Тихий звон родников, потаённых … Оживает в руках мастериц То, что каждому сердцу знакомо. Вологодские кружева … Над коклюшками пальцы летают, И узоры, как песни слова, Нити тонкие выплетают. Кружева – к узелку узелок – Нам родные рисуют картины: Полевой расцветает цветок, И качает ветвями рябина. Словно сказка, они хороши! В них умелой работы прилежность, Красота нашей русской души, Терпеливая женская нежность. Вологодские кружева … Над коклюшками пальцы летают, И узоры, как песни слова, Нити тонкие выплетают. - О ком рассказывает поэт? - Кого называют кружевницами? - Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.) - С чем можно сравнить узоры на кружеве? - Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать? - Какие знания и умения нам понадобятся? Какая цель нашего урока? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
Работа над темой урока. | 1.Рассказ о художнике Жизнь известного художника В.А. Тропинина была несладкой. Родился он в 1776 г. в семье крепостного и был преподнесен в качестве приданого генералу Ираклию Моркову.Граф сам решал судьбу своих крепостных. Решил он и судьбу будущего художника. Зная о страсти мальчика к рисованию, граф отправил его на учение к …кондитеру. Маленькому Тропинину часто доставалось от надзирательницы, так как он имел отвращение к кондитерским наукам, но беспрестанно рисовал то на бумаге из-под торта, то на стенах кухни. Тем не менее, вернувшись в деревню, Тропинин занимается тем, что нужно хозяину. Нужен обед – он спешит на кухню и готовит обед. Нужен маляр – красит графские кареты, колодцы, заборы. Нужен кондитер – печет великолепные торты. Да еще прислуживает хозяевам во время обедов. А в свободную минуту он совершенствует свое мастерство – пишет картины. Долгожданную свободу Тропинин получил в 48 лет. Да и вольная была дана только ему одному, а его жена и сын продолжали оставаться крепостными. А сейчас мы совершим заочную экскурсию в картинную галерею. «Портрет К. Брюлова» «Портрет Пушкина». «Портрет сына» «Автопортрет» В конце нашей небольшой экскурсии всмотритесь в лицо миловидной девушки, плетущей кружева. Эта картина так и называется «Кружевница» 2.Рассказ о работе кружевниц Наша маленькая экскурсия закончилась на картине «Кружевница» не случайно. Именно эту картину нам предстоит сегодня описать. Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, чем же занимается девушка, изображенная на полотне. Расскажет нам о кружевоплетении наш «искусствовед». «Кружевоплетение – один из видов женского рукоделия, в России бытует с 17 века. Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжел. Часто девушки теряли здоровье, слепли за работой. Мастерицы передавали тонкости своего дела по наследству. Техника кружевоплетения сложна, требовала немалой сноровки, опыта и терпения. Кружевницы использовали для работы специальные подушечки в виде валика, обтянутые материалом. На валике закреплялся плотный лист бумаги с рисунком будущего кружева. В ходу были деревянные подставки различной формы, на которые укладывалась подушка, а также пяльцы. Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек – деревянных палочек с углублениями на концах, для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их использовали несколько сотен. Все эти предметы мы видим на картине В.А. Тропинина «Кружевница». Но главное на картине не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом. 3. Беседа о картине - К какому жанру можно отнести эту картину? Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. - Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист) Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание досадных повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец) – Теперь мы многое знаем и о самом художнике, и о его картинах, об истории кружевоплетения в России, об отношении автора полотна к труду. Но сама картина для нас пока еще загадка, и для того чтобы разгадать ее, давайте внимательно рассмотрим это произведение живописи. - Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина? (Картина создается с помощью красок. Художник выбирает золотистые, коричневые, оливковые тона, которые придают задушевность этому полотну.) - Какое настроение создает выбранная художником гамма красок? От нее веет каким-то теплом, спокойствием. - Чем привлекла ваше внимание кружевница? Обратите внимание на лицо. (Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо; быстрый взгляд, на мгновенье оторвавшийся от работы; темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически. Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе. - Обратим внимание на одежду девушки. Она одета в простое, но чистое платье, на плечах светлая косынка. - Опишите одежду кружевницы, выбрав правильный вариант из предложенных: на ней (одето, надето) платье; на плечи (накинута, наброшена) косынка Движения маленьких рук кружевницы грациозны и изящны. Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что зрителю понятно: девушке нравится то, что она делает. - Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица) - Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину. 1.Творчество В.А.Тропинина (Можно рассказать о самом художнике и его творчестве) 2.Колорит картины. (Какие краски использовал художник) 3.Описание девушки: её лицо, взгляд, волосы, светлая одежда, руки, труд мастерицы. 4.Моё впечатление. 4. Написание сочинения на черновике | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Пишут сочинение по картине «Кружевница» | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого. |