kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. 

Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно -через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«75b2d3830e21c8149070a6698a8466ca»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (ознакомление) 9 класс

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

(ознакомление)

9 класс

Вспомним всех поименно, Горем  вспомним  своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!  Р.Рождественский
  • Вспомним всех поименно,
  • Горем
  • вспомним
  • своим…
  • Это нужно –
  • не мертвым!
  • Это надо – живым!
  • Р.Рождественский
В густом и холодном тумане - Проспекты, каналы, сады. Пурга леденит и арканит,  Позёмка заносит следы.  Запишите четверостишие, разберите по членам 2 предложение, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу и начертите схему.
  • В густом и холодном тумане - Проспекты, каналы, сады.
  • Пурга леденит и арканит,

Позёмка заносит следы.

  • Запишите четверостишие, разберите по членам 2 предложение, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу и начертите схему.
[ ], [ ] Каким по строению является это предложение?  Как связываются между собой части этого предложения? Какими ещё бывают сложные предложения?
  • [ ], [ ]
  • Каким по строению является это предложение?
  • Как связываются между собой части этого предложения?
  • Какими ещё бывают сложные предложения?

Чем отличается сложноподчинённое предложение от сложносочинённого?

Сложное предложение союзное бессоюзное Сложносочиненное сложноподчиненное

Сложное предложение

союзное

бессоюзное

Сложносочиненное

сложноподчиненное

[ ] ,( )
  • [ ] ,( )

главное

придаточное

Первые бомбежки обрушились на Ленинград 70 лет назад, в начале сентября 1941 года, когда дети только пошли в школы. «В нашей школе, помещавшейся в старинном здании, были большие подвальные помещения, - рассказывала Валентина Ивановна Полякова, будущий врач. - Педагоги оборудовали в них классы. Повесили на стены школьные доски. Как только по радио раздавались сигналы воздушной тревоги, бежали в подвалы. Поскольку света не было, прибегали к стародавнему способу, о котором знали только по книгам - жгли лучины. С лучиной встречал нас учитель у входа в подвал. Мы рассаживались по своим местам. У дежурного по классу были теперь такие обязанности: он заранее заготавливал лучины и стоял с зажженной палочкой, освещал школьную доску, на которой учитель писал задачи и стихи. В полутьме писать ученикам было трудно, поэтому уроки заучивали наизусть, часто под грохот взрывов».
  • Первые бомбежки обрушились на Ленинград 70 лет назад, в начале сентября 1941 года, когда дети только пошли в школы. «В нашей школе, помещавшейся в старинном здании, были большие подвальные помещения, - рассказывала Валентина Ивановна Полякова, будущий врач. - Педагоги оборудовали в них классы. Повесили на стены школьные доски. Как только по радио раздавались сигналы воздушной тревоги, бежали в подвалы. Поскольку света не было, прибегали к стародавнему способу, о котором знали только по книгам - жгли лучины. С лучиной встречал нас учитель у входа в подвал. Мы рассаживались по своим местам. У дежурного по классу были теперь такие обязанности: он заранее заготавливал лучины и стоял с зажженной палочкой, освещал школьную доску, на которой учитель писал задачи и стихи. В полутьме писать ученикам было трудно, поэтому уроки заучивали наизусть, часто под грохот взрывов».
Какой? Который какой чей

Какой?

Который

какой

чей

  • [ ] ,( )
Разделяй запятой(запятыми) придаточное предложение  и главное, если придаточное находится Перед главным В середине главного После главного

Разделяй запятой(запятыми)

придаточное предложение

и главное,

если придаточное находится

Перед главным

В середине главного

После главного

В дни блокады к человеку постепенно подкрадывалось безразличие к жизни. Изнуренные лишениями, люди теряли интерес ко всему на свете и к себе самим. Но в этих жестоких испытаниях даже юные блокадники верили: чтобы выжить, нельзя поддаваться апатии. Они вспоминали о своих учителях. В дни блокады в холодных классах педагоги давали уроки, которых не было в расписании. Это были уроки мужества. Они ободряли детей, помогали им, учили их выживать в условиях, когда, казалось, выжить было невозможно. Учителя показывали пример бескорыстия и самоотверженности.
  • В дни блокады к человеку постепенно подкрадывалось безразличие к жизни. Изнуренные лишениями, люди теряли интерес ко всему на свете и к себе самим. Но в этих жестоких испытаниях даже юные блокадники верили: чтобы выжить, нельзя поддаваться апатии. Они вспоминали о своих учителях. В дни блокады в холодных классах педагоги давали уроки, которых не было в расписании. Это были уроки мужества. Они ободряли детей, помогали им, учили их выживать в условиях, когда, казалось, выжить было невозможно. Учителя показывали пример бескорыстия и самоотверженности.
Знаменитый метроном, который вошёл в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, включался во время налетов. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

Знаменитый метроном, который вошёл в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, включался во время налетов. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

И обелиск величественно-строгий  Напоминает нынче всем живым  О той суровой Ладожской дороге,  Которую мы в памяти храним!

И обелиск величественно-строгий

Напоминает нынче всем живым

О той суровой Ладожской дороге,

Которую мы в памяти храним!

В осаждённом городе случались события невероятные. Это произошло 6-го января 1943 года на стадионе «Динамо». Проходили соревнования по конькобежному спорту. Когда на беговую дорожку вылетел Свет Тихвинский, посредине стадиона разорвался снаряд. Все люди, которые были на трибунах, замерли не только от близкой опасности, но и от необычного зрелища. Но спортсмен не сошел с круга и невозмутимо продолжал свой бег к финишу.
  • В осаждённом городе случались события невероятные. Это произошло 6-го января 1943 года на стадионе «Динамо». Проходили соревнования по конькобежному спорту.
  • Когда на беговую дорожку вылетел Свет Тихвинский, посредине стадиона разорвался снаряд. Все люди, которые были на трибунах, замерли не только от близкой опасности, но и от необычного зрелища. Но спортсмен не сошел с круга и невозмутимо продолжал свой бег к финишу.
27 января исполняется 68 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая длилась 871 день. Хотя обычно округляют и называют цифру 900 дней, но, наверное, это не суть важно, ибо уже перед тем, как сомкнулось блокадное кольцо, 8 сентября 1941 года, город подвергался тяжелейшим бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Годом раньше, 18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо, когда после недельных боев на восточной окраине Рабочего поселка №1 (недалеко от Шлиссельбурга) встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. На месте встречи двух фронтов был составлен Акт, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны. И в тот же день был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость). Но потребовался еще целый год непрерывных боев, тысячи жизней, чтобы блокада Великого города закончилась!
  • 27 января исполняется 68 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая длилась 871 день. Хотя обычно округляют и называют цифру 900 дней, но, наверное, это не суть важно, ибо уже перед тем, как сомкнулось блокадное кольцо, 8 сентября 1941 года, город подвергался тяжелейшим бомбежкам и артиллерийским обстрелам. Годом раньше, 18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо, когда после недельных боев на восточной окраине Рабочего поселка №1 (недалеко от Шлиссельбурга) встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. На месте встречи двух фронтов был составлен Акт, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны. И в тот же день был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость). Но потребовался еще целый год непрерывных боев, тысячи жизней, чтобы блокада Великого города закончилась!
Трехсотметровая аллея, разделенная газонами на три ряда, ведет вдоль братских могил, у каждой из которых – гранитная плита с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943… Здесь 200 братских могил и около 7 тысяч индивидуальных захоронений. В конце аллеи в скорбном молчании застыла Родина-Мать – 6-метровая статуя на 6-метровом пьедестале. За монументом на 150 метров протянулась гранитная стена-стела, на которой выбиты взволнованные и горькие поэтические строки Ольги Берггольц.
  • Трехсотметровая аллея, разделенная газонами на три ряда, ведет вдоль братских могил, у каждой из которых – гранитная плита с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943… Здесь 200 братских могил и около 7 тысяч индивидуальных захоронений. В конце аллеи в скорбном молчании застыла Родина-Мать – 6-метровая статуя на 6-метровом пьедестале. За монументом на 150 метров протянулась гранитная стена-стела, на которой выбиты взволнованные и горькие поэтические строки Ольги Берггольц.
Слава вам, которые в сраженьях  Отстояли берега Невы.  Ленинград, не знавший пораженья,  Новым светом озарили вы.
  • Слава вам, которые в сраженьях
  • Отстояли берега Невы.
  • Ленинград, не знавший пораженья,
  • Новым светом озарили вы.
В 1965 году за героизм и мужество, которые проявили жители Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя.

В 1965 году за героизм и мужество, которые проявили жители Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя.

Те люди, которые пережили блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла  навсегда.  10

Те люди, которые пережили блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла

навсегда.

10


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Автор: Калашникова Вера Владимировна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе"
    ["seo_title"] => string(79) "slozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiopriedielitielnymiv9omklassie"
    ["file_id"] => string(6) "271707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451741311"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе"
    ["seo_title"] => string(80) "slozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiopriedielitielnymiv9omklassie1"
    ["file_id"] => string(6) "271708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451741318"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными "
    ["seo_title"] => string(72) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "186930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426435880"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изьяснительными "
    ["seo_title"] => string(71) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iz-iasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "186934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426436090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства