Просмотр содержимого документа
««Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» »
Тема урока:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Цель урока:
Сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
Задачи:
Находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
Развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости.
Воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка
Тип урока:
комплексный с применением ИКТ.
Формы работы учащихся:
индивидуальная, групповая,коллективная.
Реализация индивидуального
творческого домашнего задания
по группам
«Тучи»«Парус»«Желанье»
Актуализация изученного материала
Задание 1
СПП состоит из простых предложений, одно из которых синтаксически…
зависит от другого, т.е. связано подчинительной связью
СПП состоит из…
главного и придаточного.
Подчиненные союзы не являются…
членами предложения, а служат средством связи.
Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые совмещают две роли…
1) связывают главное и придаточное;
2) являются членами придаточных предложений.
В главном предложении могут быть указательные слова, которые указывают, что…
при нем имеется придаточное
Задание 2
Простые предложенияСложные предложения
1. Святило солнце но было очень холодно.
2. Я поднял книгу упавшую со стола.
3. Я поднял книгу которая упала со стола.
4. Не выходи на улицу потому что уже стемнело.
5. Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
6. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трельльют.
Расставьте знаки препинания, составьте схему каждого предложения.
Объяснение новой темы
Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и глухо ворчала.
какую?
[…сущ.], ( которая …)
2. Большими шагами направился я к дому, где жила Ася.
какому?
[…сущ.], ( где …)
3. Уединенный домик, куда мы переехали, находился внутри сада.
какой?
Мальчики выбрали ту тропинку, что вела в глубину парка.
какую?
[…сущ.], ( что …)
Анализ предложений по вопросам:
Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете ответить в строении этих предложений?
Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
Списать два любых предложения со схемами.
Чем присоединяется придаточное определенное к главному: союзом или союзным словом.
Работа с учебником
ПланОтветы
Вид придаточного
Определительное
2. На какой вопрос отвечает?
Какой?
3. К чему прикрепляется в главном?
К существительному
4. Средства связи
Союзные слова (который, что, где, куда и др)
5. Есть ли указательные слова?
Да (тот, который и др.)
6. Позиция по отношению к главному
Фиксированная (всегда послеопределяемого слова)
7. Схема или пример предложения
[…+/- ук.слово + сущ.], (союзноеслово который, куда, где, что…)
Закрепление изученного
Упражнение №188
Формирование знаний учащихся
О местоименно – определительных предложениях
Стр 115 учебника
Вопрос:
Какова формула местоименно – определительного предложения?
Работа по развитию речи
Устранить речевые ошибки
Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
Книги, какие были у него в доме, не вызывали моего интереса.
Я все задачи решил, которые нам задавали.
Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.
На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид .